Понедельник, 05 августа 2024

Закон повышения качества

ОНФ обнародовал рейтинг строгой отчётности. Об этом рассуждает Геннадий РЯВКИН, главный редактор газеты «Новгородские ведомости»

Общероссийский народный фронт и Фонд независимого мониторинга «Здоровье» опубликовали рейтинги регионов по «Качеству и доступности медпомощи в России». Разработчики впервые представили этот продукт на Форуме ОНФ «За доступную и качественную медицину», который прошел в Москве 6—7 сентября. Теперь карта доступна любому пользователю.

Новгородская область в рейтинге занимает довольно скромное 71-е место, уступив самой себе за год 35 (!) пунктов. При этом мы переведены из группы регионов, которым составители рейтинга выставили в 13-м году оценку «удовлетворительно», в команду «неудовлетворенных». Правда, новгородское здравоохранение продемонстрировало положительную динамику изменения качества и доступности. Но — недостаточную.

А наилучший рост в рейтинге в 2014 году по сравнению с 2013 годом продемонстрировала Республика Тыва. У нас пока не принято подходить к тому, что делает ОНФ, критически. Но мне кажется, фронтовики передоверились экспертам ФНМ «Здоровье». Судите сами!

Наш лидер — Тыва — в рейтинге-2013 занимала... 80-е место. Хуже нее качественно доступные показатели были только в Пермской, Оренбургской, Нижегородской областях и... в Москве. Причем столицу тывинские медики опережали довольно уверенно: 22,24 балла против 19,11. А вот отрыв от пермяков был всего 0,62 балла.

В рейтинге-2014 Тыва, прибавив 20,64 балла, резво ворвалась в группу лидеров, заняв 14-ю позицию. Москва тоже прибавила (16,5 балла), но стала от Тывы еще дальше: разрыв между соперниками увеличился до 7,27 балла. В чем же дело? Чем объяснить стремительно прогрессирующее здравоохранение в Тыве, деградацию столицы и новгородский застой?

«Как правило, улучшение показателей в регионах за год было связано с тем, что местные организаторы здравоохранения приняли верные управленческие решения, — растолковывает директор Фонда независимого мониторинга «Здоровье» Эдуард Гаврилов. — Мы надеемся, что наша карта* поможет руководителям регионов комплексно анализировать ситуацию, и это приведет к повышению качества и доступности медицинской помощи».

Кстати, не только в Тыве «приняли верные управленческие решения». Мы не станем бродить по всей России. Возьмем близкий нам Северо-Западный федеральный округ. Республика Коми (находившаяся тогда под управлением губернатора Гайзера) улучшила свой медицинский показатель с 23,71 до 32,82 балла; Ненецкий автономный округ — с 32,82 до 43,81; Архангельская область — с 26,95 до 38,37 и так далее. В СЗФО только Калининградская область не удосужилась «комплексно проанализировать ситуацию» и покатилась вниз — с 33,05 до 29,40 — в компанию к нам и пациентам Ленинградской, Вологодской областей, Карелии и Коми.

При подготовке рейтинга за основу были взяты 11 показателей Росстата, связанных со здравоохранением (девять — по разным группам смертности населения, два — по обеспеченности врачами и средним медперсоналом), и индикаторы территориальных программ госгарантий оказания бесплатной медпомощи в 2013 и 2014 годах. Их сравнивали с информацией, направленной в ОНФ региональными органами управления здравоохранением.

Вроде бы всё объективно. Но, как обычно, есть нюансы. «Каждому показателю соответствует определенное количество баллов, — поясняет знакомый нам Эдуард Гаврилов. — За непредоставление или неполное предоставление информации — отрицательные баллы».

Уточним еще тщательнее: за каждый на 100% исполненный критерий регион получал 3 балла. Каждое отклонение от нормативного показателя в ту или иную сторону на 1% оценивалось в 0,1 балла. За критерии, по которым субъекты РФ не предоставляли никаких сведений, с него снимали 1 балл.

Вот, на мой взгляд, и разгадка поразительных статистических скачков. Не отчитался ты перед ФНМ «Здоровье» по полной программе — с тебя сминусовали энное количество баллов и отправили в аутсайдеры (как Москву, например, в 2013 году). Отчитался — пожалуй в лидеры.

Не поленюсь, назову первую десятку: Тюменская область, Алтай, Чечня, Томская область, Бурятия, Мордовия, Кировская и Воронежская области, Ненецкий АО, Магаданская область. Не забывайте, это по итогам 2014 года. Вполне возможно, что информация устарела, и московские или питерские врачи уже достойно конкурируют с алтайскими и чеченскими коллегами.

А что? А вдруг!