Понедельник, 05 августа 2024

Прекрасное далёко

В Воскресенском соборе был не только киноклуб после войны. Позже — продовольственный склад, а потом — музей. Только 1 октября 1992 года храм снова стал действующим, после 55-летнего перерыва

Краевед Нина Богданова выпустила книгу-альбом о становлении и расцвете самодеятельной культуры в городе и районе

Альбом, богато иллюстрированный фотографиями, называется «Из истории старорусских домов культуры и клубов с 1944 г.». Он стал своеобразным подарком Нины БОГДАНОВОЙ, неистового исследователя Старой Руссы, к 1000-летию города. Автор посчитала необходимым вспомнить о тех старорусцах, кто, кроме основной трудовой деятельности, ещё занимался пением, музицированием, плясками, сценическим словом, акробатикой, а также о тех, кто вёл занятия в коллективах, отвечал за репертуар и принимал после выступлений нелестные замечания и похвалу.

На прошлой неделе в рамках Международной научной конференции «Новгородика», прошедшей в Великом Новгороде, состоялась презентация альбома Нины Богдановой. Как отмечает Нина Леонтьевна, альбом представляет собой опыт обобщения данных по очагам культуры с краткими характеристиками. На его составление откликнулись десятки неравнодушных рушан. Издание готовилось 20 лет. В итоге в нем размещено более 280 снимков с подлинников, с газетных полос, приведены архивные выписки. Впрочем, автор замечает, что альбом не претендует на отражение всей полноты событий.

Свой рассказ в фотографиях Нина Леонтьевна начинает с 1944 года, с момента освобождения города от фашистских захватчиков. Первая иллюстрация — панорама практически уничтоженной Руссы. Но люди тогда нуждались не только в жилье, но и в помещениях для досуга. Самый большой неразрушенный зал был в Воскресенском соборе. Силами молодёжи его привели в порядок, начались демонстрация кинофильмов, концерты самодеятельности. Утверждается статус здания — Дом культуры. Сцену обозначили в алтарной части, а зрительный зал оснастили скамьями приблизительно на 250 человек. Так ДК просуществовал до 48-го года.

— Сорок четвёртый — сорок пятый годы: город — в развалинах, жители хранят дрова под кроватями, чтобы утром согреть ими свои жилища. Из-за неимения кастрюль картошку варят в немецких касках. Днём работают, вечером идут на расчистку города от развалин, — рассказывает Нина Богданова. — Между тем грубость быта не затмевала стремления к искусству. По субботам и воскресеньям отправлялись в кино, чтобы порадоваться экранной жизни и тем самым согреть свою. В Руссу стали возвращаться музыканты, к которым обращались с просьбой, чтобы они поиграли на танцах. И бывало, что народ плясал только под одну трубу.

Единственным местом, которое оставалось не разгромленным, была бывшая физкультурная площадка. За круглую форму горожане назвали её «сковородкой». Спустя некоторое время «сковородку» обнесли оградой и за вход начали брать деньги. Выручку направляли на восстановление города.

По мнению Нины Леонтьевны, именно старорусские дома культуры вписали в региональную летопись культурной жизни наиболее яркие страницы. Так, в Старой Руссе впервые в области утвердился жанр академического звучания хора и вокальных ансамблей, выверенного сольного пения, впервые зазвучали музыкальные сочинения в дуэтах, квартетах, квинтетах баянистов. Пожалуй, только об одних братьях-баянистах Викторе и Александре Кукиных, руководивших в 50-е годы творческими коллективами, можно написать отдельную книгу.

— Они были настоящими виртуозами. Невозможно было этих людей не полюбить, не уважать и не слушать. У них была установка: если браться за инструмент, то играть со старанием; если выходить на сцену, то не в ботах и фуфайке, как в сельских клубах, а в соответствующих виде и настроении, — вспоминает Нина Леонтьевна. — Талант руководителя самодеятельного коллектива как раз и заключался в том, чтобы внушить его участникам сценическую уверенность. Пусть венки на танцовщицах сделаны не очень хорошо, но украинский гопак они исполнят прекрасно, потому что их руководитель отрепетировал с ними все движения танца.

Они покажут главное — своё мастерство.

Фото из архива «НВ. Старая Русса»