Среда, 17 июля 2024

Имя композитора

Одними покосами травы усадьбу Онег не восстановить

В Северной столице и в Великом Новгороде завершились Осенние Дни памяти Сергея Рахманинова. Традиционно их посвящают матери композитора Любови Петровне Рахманиновой и бабушке Софье Александровне Бутаковой. По этому случаю в санкт-петербургском Арт-холдинге «Рахманинов» состоялась пресс-конференция, посвящённая увековечению памяти композитора в России. В ней приняли участие ведущие исследователи творчества композитора. Наш город представляла директор Новгородского Дома музыки им. С.В. Рахманинова Татьяна ДЕГТЯРЁВА.

— Татьяна Николаевна, каков главный результат встречи?

— Появилось предложение создать единый центр, в котором бы аккумулировались все вопросы и темы, связанные с жизнью и творчеством великого композитора. А в декабре в Санкт-Петербурге благодаря усилиям Арт-холдинга «Рахманинов», Новгородского Дома музыки и Музея-усадьбы «Ивановка» пройдёт международная научно-практическая конференция, посвящённая проблемам сохранения исторической памяти о Сергее Рахманинове. Уже принято около 15 заявок от специалистов. В рамках конференции обязательно состоится концерт, на котором выступят новгородские музыканты Любовь Макуха, Михаил и Софья Корноуховы.

— Пожалуй, сегодня один из центральных вопросов о Рахманинове — то, как исследователи относятся к идее его перезахоронения?

— Все мои коллеги высказали мнение, что делать этого не следует. К тому же не ясно, куда нужно перевозить прах Сергея Васильевича. Если и перезахоранивать, то для этого необходимо выбирать исторически значимые места с большой посещаемостью в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге.

— А как же Онег, куда не так давно министр культуры Владимир Мединский предложил вернуть останки композитора?

— К сожалению, приходится констатировать, что мы далеки от того, чтобы хотя бы приступить к восстановлению усадьбы Онег. И призыв министра как раз и сделан был для того, чтобы подстегнуть её реконструкцию. Но тема перезахоронения не должна быть во главе угла.

— А что тогда предлагают представители рабочей группы при областной администрации по воссозданию усадьбы? В неё, как я знаю, входите и вы.

— Первое, что хочется сказать: членам рабочей группы надо собираться чаще и более серьёзно относиться к порученному делу. Привлекать к исследованиям не чиновников, а профессионалов, таких, как Валерий Васильевич Демидов, известный в городе рахманиновед. Пока в Онеге силами энтузиастов лишь косится трава. Несколько раз туда привозили экскурсантов. Вот и всё. Правда, были еще собраны право-устанавливающие документы. Согласно им с 1997 года Онег является парком-усадьбой регулярно-пейзажной планировки, объектом культурного наследия регионального значения. Но никакого парка там уже давно нет. Первое, что требуется сделать, — всю территорию Онега внести в государственный реестр как памятное историко-культурное место. Именно так оформлял территорию музея-усадьбы Сергея Рахманинова в селе Ивановка Тамбовской области его директор Александр Иванович Ермаков. К слову, в 70-х годах к Ивановке нельзя было даже подъехать, дороги не существовало. А сейчас там идут разговоры о строительстве большого концертного зала, школы для музыкально одарённых детей.

— Вы сотрудничаете с Александром Ермаковым?

— Чтобы добиться его расположения, мне, например, нужно было доказать, что тема Онега мне не безразлична. Александр Иванович набросал список дел, с чего собственно должна начинаться у нас работа. Так, по его рекомендации, чтобы ускорить оформление всей документации, требуется создать областное бюджетное учреждение культуры «Музей-усадьба «Онег». И неважно, что в его штате будет всего один человек. Главное, чтобы появился сотрудник, с которого можно было бы спросить. Кроме того, необходимо провести комплексное обследование и археологические раскопки в Онеге. Это позволит точно определить место расположения дома и других построек усадьбы. И надо позаботиться о создании не только проекта воссоздания имения, но и генерального плана его развития. Запланировать гостиницу, постройки под концертные и выставочные залы и т.д. Я же конечную цель вижу в том, чтобы моё учреждение перешло в возрождённый Онег.