Среда, 17 июля 2024

Уроки красоты

Вы полагаете, всё это будет носиться?

— А кто это у нас тряпочку не подложил? Видишь, глина пристает к столу! Как теперь лучше раскатывать?

У мальчонки аж язычок высунулся от усердия.

— Нравится? — спрашивает его Нина ГУЛЯЕВА, мастер-гончар Центра народного творчества и ремесел «Берегиня». — Настоящее мужское задание, скажи?

Кивает головой.

Колокольчик — он, конечно, мужского рода. Как слово. А как дело... Смотря кто делает. Вот мальчишечий, похожий на шлем русского ратника. Девчоночий — круглее, нежнее. Дай раскрасить — наверняка тоже выйдет совсем по-разному.

— До этого не дойдет, — улыбается Нина Сергеевна. — Как только доделают, обязательно понесут домой показать. Они у меня умницы. Сами маленькие, а желание — вот такое!
Чье оно? Мамино или папино?

— Мое! — отзывается Кирилл. — Я с мамой в одну лавку зашел и там домик увидел. Такой красивый! Захотелось научиться самому так делать.

— А я за ним пришел, за Кириллом! — это Тимоша, его брат.

За кем пришла Анечка — долго перечислять. В ее лице гончарный курс «Берегини» имеет уже пятое поколение Митрофановых.

Научатся? Конечно! Наталья Сергеевна все может. Гляньте, какой сделала «Муравьевский фонтан». Царский. Каким он был еще при государе Николае.04kost

В коллекции центра ремесел и не таких времен есть образцы. Неспроста же здешние мастерицы не пропускают ни одной выставки, устраиваемой археологами по окончании сезона.

А вот модель русского народного платья подсмотрена, конечно, не у археологов. И подсмотрена ли? Тут сложная комбинация из знания традиции, опыта, мастерства и фантазии. Но видишь и веришь — конечно, вот так они тогда и выглядели. Вот и говори, что не место — платье в смысле — красит человека.

Кто автор? Другая мастерица из центра «Берегиня» — Вера Петрова. С этим нарядом она попала в самую точку на недавнем празднике, посвященном 1000-летию истории Старой Руссы. Красавица-славянка на баннере. Она же — на обложке праздничного буклета. Почти как символ Старой Руссы. Покрасивее, как нам кажется, чем у известного логотипщика, подряженного властями к прошедшему юбилею. Но дело прошлое.

Так то-то и оно! Столько труда вложено, а висит теперь платье на вешалке. Примерил бы кто. Руководитель центра народного творчества Елена Тимина и Вера Петрова посовещались и... подобрали на скорую нитку подол и нарядили свою ученицу Сашу Гридневу.

Саша первым делом — к зеркалу. И так посмотрит, и этак. И накосник потрогает, и сумочку, вышитую бисером.

— Нравится?

— Очень!

Оказывается, ей давно хотелось надеть его. Еще весной. Когда на подружке увидела. Не искать же было Вере Семеновне моделей — чем наши девчоночки-то хуже?

— Я тоже такое сошью, — пообещала самой себе Саша.

— Правда-правда? — переспросили ее.04mal

— А что, — заважничала Александра. — Девичью повязку я себе уже сделала. Хотя нам в школе задавали кокошник, но...

Про «но» тут же пояснила Елена Ивановна:

— Кокошники для мужних жен. Неправильное было задание.

— Слушайте, а где мужской наряд? — мне показалось, что мой вопрос прямо-таки напрашивался. — Молодца старорусского-то во что нарядить? Не последний же был праздник.

— Читаете наши мысли, — заверила Елена Тимина. — Рубашка уже пошита.

Как там в незатейливой, пусть не старинной, но уже довольно-таки старой песенке:

«Вы полагаете, всё это будет носиться?

Я полагаю, что всё это следует шить!»

Фото Владимира МАЛЫГИНА