Среда, 17 июля 2024

Познаётся в сравнении

В Новгороде найти работу проще, чем в Петербурге. Анализиует Ольга ЛИХАНОВА, редактор газеты «Новгородские ведомости»

На днях при Новгородской торгово-промышленной палате открыли новое подразделение — HR-клуб. Название пришло от словосочетания human resourses — «человеческие ресурсы». Во многих компаниях есть специальная должность — HR-менеджер. Это по сути тот же кадровик, однако в его обязанности входит не только поиск персонала, но и забота о том, чтобы сотрудники эффективно работали, учились новому и были верны своему предприятию.

 

Новгородский клуб как раз и призван объединить местных HR-менеджеров. Первая встреча специалистов прошла 16 октября. Она была посвящена, главным образом, обсуждению новгородского рынка труда в целом.

Самой занятной лично для меня оказалась информация, подготовленная федеральным интернет-порталом HeadHunter. На русский его название переводится немного угрожающе — «охотник за головами». На деле ничего страшного нет. По сути это ресурс, объединяющий резюме и вакансии со всей страны. Их на сайте уже больше 15 миллионов, поэтому у компании есть возможность анализировать данные, оценивать ситуацию на рынке труда в разных регионах, в том числе и в Новгородской области.

Для начала печальная, но закономерная статистика: уровень безработицы в нашем регионе, как и на всем Северо-Западе, продолжает расти. По данным Новгородстата, на конец сентября на учете в государственных учреждениях службы занятости населения области состояло 4,3 тысячи человек. Это на 16,7% больше, чем в сентябре 2014 года. Замечу, это официальные данные, и они не учитывают так называемую скрытую безработицу, которая обычно в несколько раз выше. Тут все понятно: кризис не мог не сказаться на работе предприятий. Но, как сообщила представитель компании HeadHunter Северо-Запад Екатерина СКЛЯРЕНКО, есть сферы, где потребность в сотрудниках сейчас растет. В Новгородской области особенно востребованы нынче специалисты по продажам, причем речь идет обо всех сотрудниках: от менеджеров, предлагающих товар по телефону, до кассиров в магазинах. Тут тоже чувствуется влияние кризиса: продажи падают, компании стремятся компенсировать это и ищут новых работников.

На втором месте по востребованности в нашем регионе — специалисты строительной отрасли, на третьем — рабочий персонал. В принципе то и другое — не новость: о том, что монтажников, грузчиков и электриков области не хватает, местные кадровики говорят уже давно. Необычно то, что в общей массе поданных резюме сейчас много заявок от тех, кто претендует именно на рабочие должности. Однако в целом дефицит кадров остается, и это проблема не одной сферы деятельности, а всего региона. В среднем на одну вакансию у нас приходится три резюме. Специалисты считают, что для нормального функционирования рынка труда соотношение должно быть не меньше, чем один к пяти. К слову, в Санкт-Петербурге оно и того выше. На одну вакансию там приходится 9,3 резюме. Выходит, миф о том, что в Северной столице работу найти легче, чем в Новгороде, — миф и есть.

Что еще новенького? Меньше стало вакансий с полной занятостью, больше тех, что предполагают удаленную работу и гибкий график. Работодатели явно пытаются экономить как могут, оптимизируют расходы. Отсюда еще одна тенденция: куда охотнее, чем прежде, нынче берут на работу людей без опыта. Им-то можно платить меньше, чем состоявшимся специалистам.

Соискатели тоже среагировали на кризис. Выросло число тех, кто готов уехать из Новгородской области, согласен на работу вахтовым методом. Увы, среди тех, кто готов променять наш регион на другой, больше всего молодых специалистов. Традиционно едут в Петербург — оттого там и перебор кадров.

Есть одна хорошая новость: черная полоса, кажется, подходит к концу. Компании говорят о том, что начинают чувствовать себя на рынке увереннее, чем несколько месяцев назад. В 2016 году около 50% предприятий планируют увеличить оклады своим работникам. Правда, повышение, скорее всего, будет небольшим. В нынешних условиях рассчитывать на 20—30% прибавки к жалованью явно не стоит. Чаще других о готовности со следующего года платить своим сотрудникам больше заявляли небольшие компании. Если же говорить о сферах деятельности, то это производство, торговля пищевыми продуктами, маркетинг, банковское дело.