Среда, 17 июля 2024

Муки за веру

Так выглядела церковь Мины в начале XX века

400 лет назад церковь святого Мины была разорена дотла

Церковь святого великомученика Мины находится совсем рядом с домом Достоевского, на углу Писательского переулка и Валдайской улицы. Прежде эта часть древнего города между Перерытицей и Порусьей называлась Мининским концом, по названию церкви. В свое время храм имел большой приход: к нему были приписаны 15 деревень.

Легионер из Египта

Вряд ли Мину можно причислить к широко известным святым. Как следует из его жития, великомученик родом был египтянин. Служил в римском войске в городе Котуане под командованием центуриона Фирмилиана во время царствования императоров Диоклетиана и Максимиана (284—305). Когда соправители начали гонение на христиан, святой не пожелал им служить и удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. Однажды во время языческого праздника Мина пришел в Котуан и в разгар игрищ, смотреть которые сошелся весь город, начал проповедовать во имя Христа, воскликнув: «Меня нашли не искавшие меня! Я открылся не вопрошавшим обо мне!».

Все присутствующие на зрелище устремили свои взоры на него и замолчали, удивившись такой смелости. Правитель города по имени Пирр велел взять святого и спросил его:

— Кто ты?

Святой Мина громко воскликнул:

— Я раб Иисуса Христа, Владыки неба и земли.

Князь снова спросил святого:

— Ты чужестранец или здешний житель; откуда у тебя такая смелость, что ты осмелился среди зрелища так закричать?

Когда князь говорил это, а святой еще не успел ответить на его вопрос, некоторые из воинов князя признали Мину и вскричали:

— Это Мина — воин, который состоял под начальством Фирмилиана тысячника.

Тогда князь сказал святому Мине:

— Точно ли ты был воином, как они говорят о тебе?

Святой отвечал:

— Да, правда, я был воином и находился в сем городе, но, видя нечестие людей, прельщенных бесами и поклоняющихся идолам, а не Истинному Богу, я оставил свое воинское звание и ушел из города, чтобы не быть участником в беззаконии. До нынешнего дня я скитался в пустынях, избегая соприкосновения с нечестивыми людьми, врагами Бога моего; ныне же, услыхав, что вы устроили нечестивый праздник, я проникся ревностью о Боге моем и пришел сюда, чтобы обличить вашу слепоту и проповедать вам Единого Истинного Бога, создавшего Своим словом небо и землю и промышляющего о всей вселенной.

Услышав такие слова, князь повелел отвести святого в темницу и стеречь его до утра, а сам весь тот день участвовал в празднике и зрелищах.

Дары или муки?

Утром князь сел на судилище и, приказав привести святого Мину, всякими способами старался склонить его к идолопоклонству: обещал дары, угрожал муками. Потом приказал четырем воинам обнажить и растянуть святого и без пощады бить его воловьими жилами так, чтобы из ран текла кровь ручьём. Присутствовавший при этом человек по имени Пигасий сказал Мине:

— Пожалей себя, человек, и исполни княжеское повеление, прежде чем тело твое не будет совершенно уничтожено. Советую тебе: поклонись богам только на время, чтобы избавиться от сих мучений, а потом опять служи твоему Богу, который не прогневается на тебя за сие отступление, если ты один раз только принесешь жертву идолам и на короткое время обратишься к ним ради нужды, чтобы избавиться от сих тяжких мучений.

Но святой с гневом отвечал на это:

— Отойди от меня, делатель беззакония, я уже принес жертву хвалы и снова принесу только Богу моему, Который оказывает мне Свою помощь и так укрепляет меня в терпении, что сии мучения для меня кажутся отрадными, а не тяжкими.

Мучитель велел подвергнуть святого Мину еще большим мукам. Святой был повешен на дереве, и тело его строгали железными когтями, а мучитель, насмехаясь, говорил ему:

— Чувствуешь ли ты какую-нибудь боль, Мина, или сии мучения для тебя очень приятны и ты хочешь, чтобы мы еще увеличили их?

Но святой мученик, хотя и сильно страдал, твёрдо ответил князю:

— Не победишь меня, мучитель, кратковременными сими мучениями, ибо мне помогают невидимые для тебя воины Царя Небесного.

Князь повелел слугам еще сильнее мучить святого и говорить ему:

— Не исповедуй здесь другого царя, кроме римских императоров.

Мученик же отвечал на это:

— Если бы вы знали истинного Царя, вы бы не хулили Проповедуемого мною, ибо Он истинный Царь неба и земли, и кроме Него нет другого. А вы хулите Его, не зная, и сравниваете с Ним своих тленных царей, созданных из праха, которым Он дал царское достоинство и царскую власть, так как Он есть Господь всего сотворенного.

Тогда князь сказал святому:

— Кто это такой, дающий власть царям и владычествующий над всеми?

— Иисус Христос, Сын Божий, вечно живущий, Коему повинуется всё и на небе, и на земле; Сей возводит царей на престолы и царствует, дает власть и владычествует.

Мучитель же сказал святому Мине:

— Разве ты не знаешь, что римские императоры сильно гневаются на всех исповедующих имя Христово и повелевают убивать таковых?

Мученик отвечал:

— Если ваши цари гневаются на Христа и на христиан, исповедующих Его имя, то что мне до сего? Я не обращаю внимания на их гнев, ибо я раб моего Христа и имею только одно желание — быть исповедником Его всесвятого имени до самой смерти, и да наслаждусь Его сладкой любви, от коей меня никто не может отторгнуть: «скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч: ничто меня не разлучит от любви Христовой» (Рим. 8:35).

После сего мучитель повелел опалять святого зажженными свечами, но, когда жгли все тело святого, он молчал. Мина отверг предложение принести жертву языческим богам, принял жесточайшие муки, после которых был обезглавлен. Это произошло в 304 году. Тело его приказано было сжечь. Но христиане ночью собрали в погасшем костре уцелевшие останки мученика, которые позже положили в храме его имени, построенном по прекращении гонений на месте страданий и кончины великомученика Мины.

Увековеченная память

Исследователи называют различные даты построения церкви в Старой Руссе. Некоторые считают ее древнейшей в городе. Археологи относят церковь к 1410—1420 годам. Они же обнаружили, что до каменной церкви на этом месте стояли одна за другой две деревянные, погибшие от пожара.

В 1614 году церковь Мины была разорена шведами и литовцами и долгие годы находилась в полном запустении.

Народная легенда гласит, что шведы, не найдя пристанища в разрушенном ими городе, въехали на лошадях в храм и ослепли.

Во второй половине 1650-х годов храм был восстановлен на средства Иверского монастыря, а в 1751 году отремонтирован прихожанами. В 1874 году рядом с ним построили каменную колокольню и трапезную «тщанием церковного старосты Михаила Быкова».

Документ 1910 года сообщал: «Колокольня над папертью деревянная в один ярус. Высота её от земли до карниза 5 1/2 саженей, а до креста — 8 саженей. Обшита тёсом и окрашена масляной зелёной краской по железу». Четыре колокола были перенесены с разобранной Вознесенской колокольни.

Одним из перенесённых был колокол из немецкого города Любека. На нём имелась латинская надпись «Albert Benninck me fecit Lubeck anno 1672» («Альберт Беннинк меня вылил в Любеке 1672 года»). Каким образом попал этот колокол в Старую Руссу — достоверно неизвестно. Возможно, это произошло во времена Ганзейского союза, с которым Русса имела торговые отношения наряду с Новгородом.

После Октябрьской революции храм оставался действующим до 1937 года. Но после ареста 12 февраля 1938 года его настоятеля протоиерея Николая Бакланова (расстрелян 6 марта того же года) храм закрыли. Он перешёл в ведение горисполкома.

В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. В своде алтаря имелись многочисленные трещины, утрата кладки и огромная пробоина. Деревянные части были полностью утрачены.

Реставрационные работы проводились в 1948—1949 годах: заделаны пробоины, сделана временная кровля из рубероида, восстановлен обрушенный участок конхи. Эти работы велись без исследований. Вторым этапом стал комлекс мероприятий в 1960—1962 годах, когда была починена кладка стен, конхи и портальная арка, заменена временная кровля, заложены проёмы XIX века, восстановлен декор на фасадах.

В 1988 году техническое состояние храма было определено как неудовлетворительное, местами — аварийное. В начале 90-х начались комплексные исследования, но вскоре их остановили.

В конце 2002 года Федеральным научно-методическим советом при Министерстве культуры РФ был утверждён вариант реконструкции в формах XVIII века, то есть без деревянных построек. Работы шли с большим трудом. Но они сопровождались археологическими раскопками. И в 2007 году при прокладке коммуникаций была вскрыта часть церковного кладбища, на котором обнаружили 43 погребения, датируемых XVI—XVIII веками. Реставрация храма была завершена в 2008 году.


Фото с сайта humus.livejournal.com