Среда, 17 июля 2024

Особенный ребёнок

Необходимо научиться принимать детей с аутизмом, утверждает Анна МЕЛЬНИКОВА, обозреватель газеты «Новгородские ведомости»

В городском автобусе недалеко от меня сидят две молодые женщины, на коленях примостились их маленькие дети-дошколята. Мы все выйдем на одной остановке. Они с малышами отправятся на специальное занятие, которое пройдёт на свежем воздухе в парке Витославлиц, а я вслед за ними — за материалом для публикации, тема которой условно звучит так: «Решение проблем аутизма».

Моя подготовка к разговору с мамами детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) — а именно этим термином по-научному обозначают аутизм, который обладает массой различных проявлений, — состояла в том, что я пересмотрела документальный фильм режиссёра Любови Аркус «Антон тут рядом», прочитала в Интернете стенограмму лекции телеведущей Авдотьи Смирновой «Аутизм изменит мир», побеседовала с куратором Новгородской службы помощи семьям, воспитывающим детей-аутистов, Ладой АЛЕКСАНДРОВОЙ, преподавателем кафедры специального (дефектологического) образования НовГУ. Именно эта служба, не так давно появившаяся на базе Реабилитационного центра «Юрьево», организовала прогулку в Витославлицах.

Так вот, кинематографическое произведение Аркус было посвящено маленькой семье: маме, умирающей от рака, и её взрослому сыну-аутисту, для которого предопределено оказаться в стенах психоневрологического интерната. Смирнова как президент благотворительного фонда «Выход» для помощи людей с РАС доказывала необходимость создания для них отдельных образовательных программ. Новгородский специалист отметила, что с каждым годом таких особых детей становится всё больше. Однако теории о причинах возникновения аутизма до сих пор нет.

И, в общем-то, вся серьёзная информация о данном расстройстве работы головного мозга свелась для меня к следующему: чтобы человек с аутизмом не стал иждивенцем государства, он как можно раньше должен получить адаптацию. Да и самому обществу не помешало бы адаптироваться под его нужды и потребности. А ещё, не скрою, я была под впечатлением таких словосочетаний, как «человек дождя», «дети индиго». Их любят использовать, когда говорят о невероятных способностях людей с аутизмом. Впрочем, как выяснилось, они сильно раздражают родителей детей с РАС. Гениальность и странности не одно и то же.

— Нужно освещать и неприятную сторону аутизма, — соглашается поговорить со мной многодетная Ольга, пока четырёхлетний Ваня находится под наблюдением двух тьюторов, девушек-студенток. — Ваня может, например, вдруг соскочить со своего места в автобусе и побежать в другой конец салона. А старушки начнут тут же осуждать: какой невоспитанный мальчик. Хотелось бы, чтоб общество добрее и терпимее относилось к нашим детям да и друг к другу. Я до последнего тянула с получением инвалидности по психиатрии. Про аутизм читала в Интернете. Читала и плакала, плакала и читала. А потом поняла, что надо успокоиться, иначе можно с ума сойти. Посещала мысль: вот я умру, и кому он будет нужен. Поэтому для меня самое важное, чтобы он научился сам себя обслуживать.

Что происходит дальше с теми, кому поставлен диагноз РАС, по словам Ольги, мало кого интересует. Как следствие — семьи с такими детьми замыкаются в своих проблемах. Наверное, по этой причине в Витославлицы приехало таковых не так уж и много.

— На наших занятиях надо каждому ребёнку показать, что здесь его принимают и понимают, — поясняет Лада Александрова. — Они проходят раз в неделю. Для создания комфорта таким детям необходимы спокойные пространства. Они нуждаются в предсказуемой и безопасной среде.

Самый взрослый воспитанник на занятии — тринадцатилетний Лёва, невербальный аутист. Он всё время держит за руку молоденькую тьюторшу и постоянно улыбается. Кажется, что его мама даже немного удивлена, что сын не проявляет никакой озабоченности из-за того, что она от него — на расстоянии.

— Я рассчитываю, что занятия новой службы разнообразят жизнь моему ребёнку. Чтобы скорректировать детей-аутистов, с ними надо заниматься и заниматься. Лев любит общаться, но в связи с тем, что у него нарушена коммуникабельная функция, не в состоянии сам это делать. Таким ребятишкам надо просто чаще напоминать, что они любимы, — скажет мама Лёвы.