Среда, 17 июля 2024

Знаки времени,

или С чего и где начинается краеведение

Школьные музеи в последнее время рассматривают как потенциал патриотического воспитания молодёжи. О том, как они принимают возложенную миссию и с какими сталкиваются проблемами, «НВ» поговорили с руководителем старейшего в Великом Новгороде музея средней общеобразовательной школы № 4 Галиной ВАСИЛЬЕВОЙ.

— Наш музей был создан в школе в 1953 году. А комплектование его коллекции началось чуть раньше, с появлением клуба «Юные краеведы», — рассказала она. — В 50-х годах Новгород представлял из себя большую стройку — кругом котлованы, траншеи. И дети приносили оттуда не только осколки снарядов, но и древние археологические предметы из кожи, дерева. Интересовались у учителей, чем те являлись в древности. В результате в школе их накопилось столько, что потребовались консультации сотрудников новгородского музея. Наш музей они даже стали называть «младшим братом». Помогали консервировать и датировать экспонаты. Оформление музея проходило под контролем музейных работников.

— А как в настоящее время храните экспонаты?

— Надо сказать, что сейчас их насчитывается более трех тысяч. Пожалуй, в городе среди школьных музеев наш — самый богатый по фондам. И они представляют научную ценность. Один из специалистов Гуманитарного института НовГУ после ознакомления сказал, что тут хватит материала не на одну диссертацию. Музей обладает уникальной подборкой предметов ювелирного искусства. И хорошо бы их передать в федеральный музей, а нам бы изготовили их копии. Но этот вопрос пока повисает в воздухе. Вообще, тема хранения экспонатов в школьных музеях — одна из острых, поскольку возникает проблема: где и как это делать?

Так, к сожалению, некоторые наши экспонаты просто истлели. Скорее всего, в следующем году из-за увеличения количества учащихся музей освободит одно из двух своих помещений. Первоначально он создавался как самодеятельный. И если раньше особых требований к нему не предъявлялось, то сейчас он поставлен чуть ли не в государственные рамки.

— И всё же чем можете объяснить долгожительство музея?

— Энтузиазмом его руководителей. До меня им руководители 5 или 6 человек. И все они были увлечены своим делом. Основателем музея является Ирина Александровна Жукова. Она была дружна с археологом Артемием Арциховским, художником Семёном Пустовойтовым, который, кстати, подарил музею несколько своих картин. В настоящее время они украшают одну из рекреаций школы. В 2017 году Ирине Жуковой исполняется сто лет, и я хотела бы, чтобы наш музей носил её имя.

— В чём видите главное предназначение музея в школе?

— В наш клуб «Юные краеведы», который существует на базе музея, приходит на занятия очень много детей, и не только из нашей школы. Беру всех. И пока они будут хотеть его посещать, музей будет необходим. А я пытаюсь внушить своим воспитанникам мысли и чувства, что они должны с малолетства испытывать интерес к родному краю. Потому что если они ничего не будут о нём знать, то какие тогда из них вырастут граждане.

Порой увлечение краеведением у ребёнка начинается с семейной легенды. Музей в нашей школе я бы сравнила с живым организмом. Мне даже кажется, что школа живёт за счёт музея. В нём предусмотрено не традиционное разглядывание предметов за стеклом витрины, а общение. Посетителям специально даём их в руки, чтобы у них возникло ощущение истории. Говорю: «Только задумайтесь! Вы держите окаменелость, которой 400 миллионов лет». Возможно, в городе только в нашем музее есть настоящий бивень мамонта.

— Как сегодня складываются отношения с профессиональными музейщиками?

— Наш музей, заключив договор с музеем-заповедником о совместной деятельности, первым начал реализовывать концепцию непрерывного исторического образования. И для нас это не стало обязаловкой, командой сверху. Благодаря данному соглашению наш музей смог выставить свои лучшие экспонаты в Детском музейном центре.

— Каким вам видится будущее вашего музея?

— Он традиционно участвует в областных смотрах-конкурсах музеев образовательных учреждений. К слову, в 2013 году был отмечен золотой медалью имени Сергия Радонежского. В планах — открыть новое направление в музее, посвящённое истории школы, в следующем году ей будет 85 лет. Между тем признаюсь, сейчас я задумываюсь о том, кому я смогу передать руководство им. Увы, но пока заинтересованной в музее кандидатуры не вижу.