Среда, 17 июля 2024

В зоне турбулентности

Мусорные терриконы Новгорода достигли критической высоты

Великий Новгород находится на грани экологической катастрофы

Тема утилизации твёрдых бытовых отходов в областном центре обсуждается уже четвёртый год. В последнее время она достигла критической отметки. 29 октября был закрыт городской полигон ТБО. 23 ноября обещано закрытие полигона маловишерского, куда сегодня вывозятся отходы из Новгорода.

Мэр Юрий Бобрышев видит в происходящем только «политическую окраску», продолжая лепить свой образ «неправедно гонимого». С другой стороны, уже не секрет, что место для вывоза мусора подыскивают в Ленинградской области (Гатчина). Где же здесь политика?

Приём закрыт

В 2013 году Новгородский районный суд вынес решение, в котором обязал новгородскую мэрию построить вторую очередь полигона ТБО в связи с исчерпанием ресурса первой очереди. Оно вступило в законную силу, однако до сих пор не исполнено.

Правда, ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» (НСАХ), которое арендует первую очередь городского полигона и занимается вывозом отходов, заказало проект второй очереди Институту урбанистики в Санкт-Петербурге. Он сейчас проходит экспертизу. Тем временем НСАХ начало возить отходы на полигон в Малую Вишеру.

Однако 10 ноября грянул не характерный для этого времени года «гром». Вице-губернатор Александр БОЙЦОВ собрал совещание, на котором сообщил, что глава Маловишерского района Николай МАСЛОВ в своем письме на имя новгородского мэра сообщил, что с 23 ноября их полигон прекращает прием отходов из областного центра.

— На предпоследнем заседании думы ко мне обратились депутаты, — пояснил позицию районной администрации Николай Маслов. — Они посчитали, что если мы продолжим принимать мусор из Новгорода, то уже за год-два заполним полигон. Те, кто ездят по дороге Спасская Полисть — Любытино — Боровичи, видят этот нескончаемый поток машин. Мы в последние две недели проанализировали ситуацию и поняли: если не примем мер, нас ждет такой же коллапс, как в Новгороде. Мы столько лет добивались денег, построили в 2007 году полигон. Срок его эксплуатации — 21 год, годовая норма приема отходов — 20 тысяч кубометров. А сейчас мы принимаем до 30 тысяч кубов в месяц! Извините меня, конечно... Но после того как мы заполним свой полигон, кто нам даст денег на новый? Где возьмем средства на разработку его проекта?

Отрезана для новгородских ТБО и другая дорога — на полигон в Шимском районе. По словам первого заместителя главы муниципалитета Михаила НЕКИПЕЛОВА, первая очередь полигона была введена в эксплуатацию в 2013 году с лимитом ежегодного складирования 6000 кубометров. Сейчас площадка заполнена на 13%.

— По просьбам Солецкого, Новгородского, Старорусского и Поддорского районов мы складируем и их мусор на этом полигоне, — добавил Некипелов, — потому что у них вообще нет таких объектов. В 2014 году компания «Экорос» выиграла тендер на утилизацию отходов и сейчас возит мусор из названных районов. Если начать разработку второй очереди с начала 2016 года, то на это потребуется еще год. Кроме того, нам придется расторгнуть договор с работающей компанией и объявлять новый конкурс. Так что возможности принимать ТБО от других территорий у нас нет — ни юридически, ни практически...

Прекрасное далёко

Александр Бойцов попросил заместителя генерального директора НСАХ Станислава УТКИНА объяснить, как его предприятие намерено действовать в новых обстоятельствах? Тот заметил, что сейчас в Новгороде нет проблем с вывозом мусора, но если с 23 ноября компания не сможет возить отходы на маловишерский полигон, девать их будет просто некуда.

Значит, продолжим мы, мусор будет накапливаться на контейнерных площадках, куда его выносят жители. А это, как сказал Анатолий РОСОЛОВСКИЙ, руководитель областного управления Роспотребнадзора, грозит не только экологической катастрофой, но и инфекционными и паразитарными заболеваниями. В общем, НСАХ от новгородской мэрии ждет конкретных указаний.

Следующим взял слово заместитель главы новгородской администрации Сергей СВЕТЛОВ. Начал он с того, что упрекнул Николая Маслова, дескать, тот нарушает действующие правила игры: договор о доставке новгородского мусора на маловишерский полигон действует до 31 декабря 2015 года. А затем предложил два варианта выхода из тупика.

В мэрии достигли предварительных (по телефону) договоренностей о доставке отходов на полигон Гатчины в Ленинградскую область. Осталось закрепить их документально. Для этого аккурат сегодня мэрская делегация планировала отправиться в Петербург. Подписать и подтвердить, а затем предложить работающим в областном центре перевозчикам — их пять — транспортировать наши ТБО туда.

Во-вторых, по словам Светлова, в мэрии ускорят работу над проектом второй очереди, а кроме того, обсудят с руководством НСАХ возможность дальнейшего использования первой очереди полигона ТБО в Новгороде.

Однако здесь Сергей Иванович усомнился в самом себе:

— Чудес не бывает. Нельзя щелкнуть пальцем, чтобы завтра появилась вторая очередь. Гатчина — это очень длинное плечо и дополнительные расходы бюджета. Их придется взвалить или на плечи частной компании, или на население.

— Интересный подход, — заметил Бойцов. — Население за нашу неграмотность будет отвечать собственным кошельком?

— Мы не рассматриваем возможность повышения тарифа для населения, — туманно откорректировал свои слова Сергей Светлов.

Куча мала

Нашел изъяны в этом плане и Андрей ПЕТРОВ, руководитель областного управления Росприроднадзора. В июне его ведомство провело на полигоне внеплановую проверку. Повод — переоформление лицензии для НСАХ на осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов. В ходе ревизии проверяющим впервые, подчеркнул Петров, был представлен проект первой очереди, который прошел государственную экологическую экспертизу в 1996 году.

— До этого руководство НСАХ и мэрия уверяли, что проект утрачен, — заметил Петров. — Что показала проверка? Превышение над проектной мощностью и по занимаемой площади, и по высоте, и по объёмам накопления отходов исчисляется миллионами тонн. Поэтому мы не имели права переоформить лицензию спецавтохозяйству — нет объекта размещения отходов.

04svalka1

Иными словами, НСАХ работает без лицензии, открыто нарушая закон! Кроме того, новгородский Росприроднадзор составил четыре административных протокола. По двум — назначил штрафы, еще один — направил в арбитражный суд и еще один — в суд общей юрисдикции. По двум последним «Спецавтохозяйство» тоже было оштрафовано. «Все четыре судебных решения наши оппоненты обжаловали и проиграли», — подвел итог Петров.

Формально сейчас г-н Петров должен направить информацию в центральный аппарат об исключении новгородского полигона из государственного реестра объектов размещения отходов. И тогда-то уже «объект» даже на бумаге перестанет существовать.

— Чтобы вновь попасть в реестр, — сказал Петров, — нужно будет построить вторую очередь на основании проекта, прошедшего две экспертизы — государственную экологическую и государственную строительную. После этого ввести объект в эксплуатацию и обратиться к нам за лицензией о включении полигона в госреестр.

Политическая раскраска

Юрий Бобрышев прокомментировал прошедшее совещание спустя пару часов после его окончания. Новгородский мэр сообщил, что послание Николая Маслова привело его в недоумение, потому что у городской администрации имеется письмо от 24 июля 2015 года, в котором первый замглавы Маловишерского района Александр Зайцев проинформировал первого вице-мэра Александра Тарасова, что муниципалитет согласовал размещение отходов из областного центра на полигоне в Малой Вишере в течение двух лет объемом 35 тыс. кубометров в месяц.

«Но, главное, даже если они (маловишерцы. — авт.) откажутся принимать мусор из областного центра, то продлят срок службы своего ТБО не надолго... И что дальше? — цитируем мэра. — Следуя логике, мы должны будем отказать им в приемке мусора после ввода второй очереди нашего городского полигона, чтобы он заполнялся медленнее... Подход, считаю, в корне неверный».

Говоря так, Юрий Бобрышев, возможно, имеет в виду упоминавшуюся концепцию утилизации ТБО, на которую Россия перейдет 1 января 2016 года, когда вступят в силу поправки в федеральный закон № 485 «Об отходах производства и потребления». Коротко суть их в том, что за политику в сфере обращения с отходами будет отвечать власть субъекта, а за работу конкретных полигонов — муниципалитеты, на территориях которых они располагаются. И здесь можно согласиться, что претензии к мэру Новгорода все-таки имеют «политический окрас»: городу нужна политика в этой сфере, а не поиск палочки-выручалочки.

Между тем Юрий Бобрышев сообщает, что дал поручение своим заместителям подготовить на имя губернатора письмо с просьбой оказать городу содействие в пролонгации договора на вывоз мусора на полигон в Малую Вишеру или на другой действующий полигон ТБО в Новгородской области до ввода первого этапа второй очереди полигона в Великом Новгороде, что будет сделано к осени 2016 года.

Откуда такая уверенность? Проект не утвержден. Когда начнется стройка — неизвестно. Юрий Иванович, очень похоже, опять пытается выиграть время. Как это было с реконструкцией стадиона «Центральный», со строительством без разрешения ТРЦ «Мармелад», с благоустройством улицы Космонавтов. Но ведь понятно, что это только иллюзия «выигрыша»: время идет, проблемы накапливаются.

* * *

Участники совещания договорились о том, что мусорную проблему следует обсудить на внеочередном заседании правительства Новгородской области. Оно состоится сегодня, 13 ноября.

Читайте «НВ» от 18 ноября!

Владимир БОГДАНОВ (фото)