Среда, 17 июля 2024

Ужель та самая Татьяна?

До 1920-х годов «Портрет графини Е.А. Стройновской» находился в усадьбе Налючи

Недописанная история одного портрета

У каждого музея, какими бы шедеврами он ни обладал, есть то, что входит в его сокровищницу, что вспоминается в первую очередь. Как «Джоконда» да Винчи, хранимая Лувром. Как «Менины» Веласкеса в мадридском Прадо. Как «Сикстинская мадонна» Рафаэля — гордость Дрезденской галереи.

А что имеет на знамени своем наш новгородский Музей изобразительных искусств? Магия имен — это не только имена художников. Порою нас больше волнует судьба персонажа. Тогда картина приобретает совершенно иное значение, уводя в область загадок, легенд, гипотез, связанных с историей нашей и вошедшими в нее людьми.

Таков «Портрет графини Е.А. Стройновской». Время его написания весьма приблизительно — 1820—1830-е годы. Художник? Вряд ли когда-нибудь мы узнаем его имя. И это очень по-русски. Столетиями единственными произведениями живописи были иконы и фрески, где чья-то подпись и не мыслилась. Поначалу это унаследовало и светское изобразительное искусство. Но если бы не он, неизвестный, мы никогда бы не узнали, какою же она была — вдохновившая гения на восхитительный женский образ в его бессмертном романе. Так считают многие пушкинисты: это она!
200 лет назад

На нас смотрит молодая женщина, сидящая на открытой террасе, в кресле. На фоне старого парка, вечернего неба. В красном тюрбане, расшитом золотом и украшенном страусовыми перьями, голубом платье с высокой талией и легкой кружевной шалью. Классически правильные черты красивого лица, легкая грусть в синих глазах, затаенная улыбка, темные локоны волос...

Когда-то на окраине старого Петербурга, называвшейся Коломной, близ храма Покрова стоял трехэтажный каменный дом отставного генерала Александра Дмитриевича Буткевича. Бравый вояка, награжденный орденом св. Георгия еще в царствование Екатерины II «За отличную храбрость, оказанную в сражении с турецкой армией на Кубани». Обладатель значительного состояния и крутого нрава. Последнее не приносило ему счастья в семейной жизни. Первую жену похоронил, вторую — прогнал и, не получив развода, в 1795 году женился на 15-летней девушке Марии Бинкевич из монастыря кармелитов в Польше. Мария родила ему сына и трех дочерей.

Внук его Николай Сергеевич Маевский в 1881 году опубликовал в «Историческом вестнике» семейную хронику, посвятив немало строк своей тете — старшей дочери генерала Буткевича Екатерине.

Она родилась 6 августа 1799 года. С ранних лет, как повествовал Маевский, ее отличали мечтательность, душевная тонкость, любовь к природе, она не принимала участия в играх младших сестер и брата, проводя все время за чтением. Как тут не вспомнить пушкинские строки:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё...

«Ты всех милей»

Коломенская окраина, что между Фонтанкой и Мойкой, в начале XIX века больше напоминала провинциальный город — с садами, длинными заборами, полосатыми будками, пожарными каланчами и домиками. Здесь оканчивал свой век впавший в немилость и всеми забытый А.В. Суворов. Здесь — россыпь имен. В свое время с Коломной связаны Фонвизин, Жуковский, Грибоедов, Лермонтов... Здесь жили и родители Александра Пушкина.

«Пушкин не был с нею знаком, — писал Маевский, имея в виду Катеньку Буткевич, — но ходил, говорят, в церковь Покрова, что в Коломне, полюбоваться ею; там ее можно было видеть каждый воскресный или праздничный день. Затем появился «Домик в Коломне», где тетка моя под названием графини изображена с поразительной верностью».

В 1985 году Борис Матвеевский, анализируя эти записки, в статье «Мадригал», опубликованной в газете «Литературная Россия», размышлял: «По словам Маевского, Пушкин не был с нею знаком... За прошедший век ни один исследователь не взял на себя смелость поставить под сомнение свидетельство родственника. Ну а если Маевский умышленно, «чтоб муж иль свет не угадал», написал эти «роковые слова?».

Подтверждение тому он искал в стихах. Среди небольших стихо-творений Пушкина послелицейского периода есть вот это, казалось бы, ничем не примечательное:

Что можем наскоро стихами молвить ей?
Мне истина всего дороже.
Подумать не успев, скажу: ты всех милей;
Подумав, я скажу всё то же.

Под названием «Экспромт» оно появилось в тетради стихов, подготовленных поэтом к печати перед отъездом в ссылку на юг в 1820 году. Находясь в Михайловском, в 1825 году Пушкин, редактируя первый сборник, оставляет этот небольшой мадригал. Только перечеркнув «Экспромт», ставит три буквы «К.А. Б.***».

«Но я другому отдана...»

В 1819 году Екатерина Буткевич была повенчана с графом Стройновским. Замужеству предшествовал скандал. Женихом Екатерины Александровны считался сын генерал-аншефа А.Н. Татищева. Но перед помолвкой отец запретил сыну и думать об этой невесте.

Сенатор Валериан Стройновский, друг Александра Буткевича, не придавал значения светским слухам. Он был покорен красотой Екатерины, похожей на греческую богиню.

Валериан Венедиктович был человеком выдающихся качеств. Потомок старинного дворянского рода, происходящего из Краковской земли. Автор прогрессивных сочинений, предлагавший превратить крестьян в арендаторов на помещичьей земле. Возвышенный, несмотря на возмущение вельмож назначенный Александром I сенатором. Впрочем, через несколько лет отставленный от службы.

И вот этот человек сделал Екатерине Александровне предложение. Она ответила согласием. Но брак был неравным. Когда Валериан Венедиктович появился в доме Буткевичей, ему было за 60. Разница в возрасте с невестой составляла ровно 40 лет.

В 1823 году супруги переезжают в имение близ Старой Руссы, в деревню Налючи, стоящую на излучине реки Пола и впадающей в нее речушки Ларинки (запомните это название!). От имения до наших дней не дошло ровным счетом ничего. Там был большой усадебный дом, выложенный из камня, в два этажа с мезонином, он стоял в окружении липовых аллей и яблоневого сада.

Интересное свидетельство о Екатерине Александровне Стройновской осталось в воспоминаниях некоего отставного полковника-соседа, описывавшего ее сильный и решительный характер, проявившийся в 1831 году во время жестоких «холерных бунтов»: «Во время бунта на поместья Буткевича и Стройновского также было сделано нападение поселянами; но молодая графиня, как новая амазонка, храбро вступила в бой и верхом на коне хладнокровно командовала и распоряжалась своими людьми против нападающих».

В том же 1831 году граф Стройновский умер. Спустя год Екатерина Александровна вышла замуж за новгородского губернатора Елпидифора Антиоховича Зурова. Маевский об этом замужестве не сообщает ничего, кроме того, что на этот раз все было по любви.

В Налючах на средства Зурова была построена церковь Св. Троицы и устроены необычные пруды, при взгляде на которые с одной стороны читалась литера Е, а с другой — З, означающие Екатерина и Елпидифор Зуровы, а невдалеке пруд в форме буквы О — в честь дочери Ольги.

В этом браке у Екатерины Александровны родилось трое детей. Сын Александр дослужился до генерал-майора свиты Александра II, санкт-петербургского градоначальника. Умерла Екатерина Александровна в 1867 году, а Зуров — спустя пять лет. Супруги были похоронены в Налючах у восточной стены возведенной ими церкви.

А что, брат Пушкин?

«Влюблен он был в Коломне по соседству» — поэт оставил множество намеков. И уже не первый век не дает покоя исследователям романтическая история «К.А. Б.*».

Есть даже предположение, что Пушкин бывал у Стройновской в Налючах. Навеянное опять-таки стихами.

Если ехать вам случится
От... на...
Там, где Л... струится
Меж отлогих берегов,
От большой дороги справа
Между полем и селом
Вам представится дубрава,
Слева сад и барский дом...

Эти строки воспроизводят вид на имение Стройновских. Вместо пропусков можно поставить «От Осташкова на Псков». И речка Ларинка так и просится в строку. Известно, что летом 1830 года, отправляясь из Петербурга в Москву, поэт надолго задержался в Торжке, откуда неожиданно исчез на три дня. А что если?..

Ларинка — Ларина. А имена в «Евгении Онегине»? Ольга, Александр — как у детей Екатерины Александровны. Вспомним о портрете Стройновской и вот эти пушкинские строки: «Она любила на балконе предупреждать зари восход».

В разное время литературоведами выдвигались разные претендентки на роль прототипа Татьяны Лариной. С инициалами К.А.Б. — как минимум четыре. Преобладающим по сию пору остается мнение, что, скорее всего, это графиня Стройновская, в девичестве — Буткевич. Возможно, окончательно исследователи так никогда и не определятся. А мы все равно еще раз скажем спасибо неизвестному художнику.