Среда, 17 июля 2024

Роковая женщина

18 ноября 1825 года в Грузине были казнены убийцы любовницы Аракчеева

10 сентября 1825 года граф Алексей Аракчеев, проводивший выездную инспекцию военных поселений, получил срочное известие, что «в Грузино неблагополучно, Настасья Федоровна очень больна». Настасья Федоровна Шумская была домоправительницей графа, фактически же — сожительницей.

Эта женщина имела над всесильным графом абсолютную власть. Трудно поверить, но Аракчеев в 1804 году выправил ей документы, превратив Минкину в Шумскую, столбовую дворянку с 300-летней родословной. При этом отец ее, цыган Федор Минкин, служил кучером на конюшне графа. Самозванство фаворитки и сыграло роковую роль в судьбе графа.

...До Грузина было 30 верст. Граф помчался туда во весь опор. На въезде в село он встретил капитана саперного отряда Кафку и спросил, как самочувствие Шумской, чем ей помочь. Тот ответил простодушно: «Не нужно помощи, ваше сиятельство, голова осталась на одной только кожице».

Вскоре выяснилось, что труп Анастасии Шумской с многочисленными ножевыми ранениями был обнаружен в седьмом часу утра 10 сентября во флигеле, где она жила, через дорогу от усадьбы Аракчеева. К графу послали гонца, но тот не решился сказать, что любовница убита.

Между тем в Грузино прибыл Николай Псковитинов, самый опытный чиновник уголовной палаты Новгорода. Расследование шло быстро. В течение нескольких дней все дворовые Аракчеева были доставлены в Новгород, где давали показания друг на друга.

Не пересказывая довольно хорошо известных обстоятельств, скажу, что под суд пошли непосредственные виновники преступления: убийца фаворитки Василий Антонов, его сестра Прасковья, Дарья Константинова (как организатор убийства); сестры Федосья и Татьяна Ивановы, которых обвинили в попытках отравления Шумской, а также Елена Фомина, обвиненная в недонесении на подруг.

Приговор суда, оглашенный 5 октября 1825 года, оказался чрезвычайно строг: Василий Антонов приговаривался к 175 ударам кнута, клеймению лица и ссылке в каторжные работы навечно; его сестру осудили на 125 ударов и вечную каторгу, сестры Ивановы были приговорены к 70 ударам и вечной каторге, Дарья Константинова — к 95 ударам и вечной каторге, Елена Фомина — к 50 ударам кнута. Следует отметить, что 200 ударов кнутом считались смертельным порогом, их не выдерживали даже здоровые мужчины. Фактически брат и сестра Антоновы осуждались на смерть.

Экзекуция была назначена на 18 ноября. Как и предполагалось, Василий и Прасковья Антоновы наказания не вынесли. Они умерли сразу после истязания. Остальные выжили.

А вскоре вышло наружу ложное дворянство Минкиной-Шумской, что придало делу особый статус: убита не дворянка, а простая девка! Постановлением от 1 апреля 1826 года Сенат предписал задержать этапирование осужденных на каторгу. В Новгороде его проигнорировали.

Это стоило должности губернатору Дмитрию Жеребцову, который побоялся выступить против Аракчеева. Губернатор не понял, что звезда графа при Николае I, взошедшем на трон, неотвратимо закатывалась. Вскоре Аракчеев был отправлен в отставку...