Среда, 17 июля 2024

Рояль на трассе

Кого тащить в Онег, а кого не пущать. Рассказывает Василий ДУБОВСКИЙ, обозреватель газеты «Новгородские ведомости»

Вроде все хорошо. На бывшую рахманиновскую усадьбу уже можно и управляющего назначить. Причем ему должно быть не больше 25 лет. Следующие 30 он потратит на восстановление объекта. Это дружески шутливый совет заместителю губернатора Александру СМИРНОВУ от директора музея-усадьбы С. В. Рахманинова «Ивановка», что в Тамбовской области.

Вообще-то, «Ивановку» воссоздавали с нуля... В «Онеге» — тот же полноценный круглобокий ноль. Скромный памятник композитору, остатки фундамента дома, зыбкие следы былой парковой планировки...

Но в наличии необходимый материал — фотографии, документы, вплоть до описания каждого дерева в парке. Есть твердое намерение властей возродить замечательное место, где прошли детские годы гения. Правительство области держит руку на пульсе. Совещание у вице-губернатора, прошедшее на минувшей неделе, служит тому подтверждением.

На данный момент вкратце ситуация такова. Готовится перевод земли из категории сельскохозяйственного назначения в разряд особо охраняемых территорий с последующей передачей государственному Музею художественной культуры Новгородской земли.

Примерно к февралю следующего года эти, если так можно сказать, формальности должны быть завершены. Вообще, 2016-й станет годом проектно-изыскательских работ и поиска инвесторов. Обнадеживает, что Министерством культуры РФ обещана любая посильная помощь.

Так что вот. А затем — стройка.

Хотя по сию пору слышны голоса противников, считающих, что сакральное место будет поругано, что близость к трассе М11 — фатальное зло, что всё пропало... При том, что от М11 до усадьбы — не 50 м, а 500.

«Нравится это кому-то или нет, но такова данность, с которой и приходит возможность возрождения Онега», — сказал заместитель руководителя департамента культуры и туризма Борис ЗОРИН.

Фактически власть не оппонирует общественности, а поддерживает. И минус — обеспокоенность — превращает в плюс — возрождение. Периодическим выкашиванием крапивы этого не осуществить.

Другое дело — что понимать под возрождением? Тут случаются несовпадения и среди тех, кто двумя руками «за». Восстановить дом? С мемориальным местом, посвященным семье выдающегося композитора и ему лично. С интерьером русской дворянской усадьбы. Обязательно и в первую очередь! Конечно — парк, пристань на Волхове.

Дальше? Наш главный рахманиновед Валерий ДЕМИДОВ — за максимальное соответствие того, что было, тому, что будет. Смотрим в опись: 4 дома, 6 дворов, 11 хозяйственных построек... Не забудем про 6 коров, а также до 50 коз и свиней. А вот гостиницы и концертного зала не было. Хотя рахманиновские фестивали там, наверное, нужнее коз.

Озадачила руководитель комитета по охране культурного наследия Светлана КУЗЬМЕНКО. Правда, не на этом совещании, а на предыдущем — научно-методического совета при самом комитете, на котором обсуждался проект охранных зон. «Кто-то хочет там конгресс-центр построить, кто-то хочет там вертолётную площадку, кто-то хочет туда Мацуева с роялем тащить. Извините, на территории парка этого не будет», — заявила Светлана Никитична.

Цитата попала в СМИ. Народный артист России Денис Мацуев прочел и потребовал объяснений: тащить? меня? вместе с роялем? «Я не могу себе позволить не обращать внимания на подобные неоднозначные, необоснованные и весьма оскорбительные по тону заявления, — написал он в Правительство Новгородской области, — потому что это не только негативно сказывается на моем добром имени, но и вредит государственно важному делу по сохранению и развитию усадьбы «Онег».

Что касается вертолетов... Трудно охранять то, чего нет, от того, что может быть. Но надо хранить выдержку. В конце концов, проект того, что будет запланировано в «Онеге», — вещь обсуждаемая. Причем еще на стадии концепции. Так что мимо общественности не пройдет.

По словам Александра Смирнова, первый камень в основание нового старого дома на усадьбе Рахманиновых будет положен не ранее февраля 2017 года. При благоприятном развитии событий.