Среда, 17 июля 2024

Миг для книг

В России завершился Год литературы и настал Год кино. Рассказывает об этом Татьяна ШМЕЛЕВА, доктор филологических наук, профессор НовГУ

В славянском мире культура чтения формировалась столетиями. Долгое время она была культурой избранных, предполагая глубокое погружение в текст, многократное к нему возвращение. Чтение небольшого количества книг в течение всей жизни, постоянное возвращение к прочитанным фрагментам вполне соответствовало цикличности христианского мировосприятия. Можно утверждать, что такая культура включала отношение не только к церковным книгам: любимые томики стихов, романы, научная и энциклопедическая литература были в доме всегда, составляли ценную часть предметного мира читающего человека, появление новой книги переживалось как семейное событие.

Какое мировосприятие складывается в такой культуре чтения? Книги отражают вечный мир, устроенный промыслом Божиим, и сами являются его важной частью. Многократное чтение книг позволяет постепенно постигнуть этот мир, и в этом их ценность.

По мере распространения книжной культуры она становилась все более массовой и постепенно упрощалась. События XX века переменили многое в жизни нашей страны и кардинально изменили культуру чтения. Прежде всего число читателей выросло неимоверно благодаря масштабной кампании советской власти, известной нам как «ликбез». Но какие тексты были предложены новым читателям? На первое место вышла газета. А газета — это не вечное, а сиюминутное, это сегодняшнее, которое изменчиво и противоречиво.

Когда же наша страна объявила себя самой читающей в мире, книга, издаваемая миллионными тиражами, но строго контролируемого содержания, стала фактом повседневности, она перестала вызывать трепет, появились выражения «зачитать книгу», «книга ходит по рукам». Доступность обернулась обесцениванием.

В итоге выработался новый тип чтения — по заголовкам, по абзацам, с поиском основного без подробностей. Появился читательский азарт — кто больше прочтет, появилось выражение «глотать книги» — это ведь не только скорость чтения, это и характер постижения содержания.

И эта новая культура чтения только и ждала технического прогресса, который погрузил читателей в компьютерную среду — он оттеснил и книгу, и газету. Более того, само словесное, буквенное чтение уже кажется долгим. Выработался новый идеал восприятия информации — в один взгляд (так же, как ее поиск — в один клик). Это серьезно изменило соотношение словесного и визуального в информационном поле современного человека. Инфографика — одно из самых показательных изобретений современности: на одной странице можно представить сложную информацию. Я даю задание студентам — перевести инфографику в словесный текст, ребятам сложно — нужен труд, и не всегда получается идеально.

Но и визуальностью дело не исчерпывается. В восприятии написанного на первое место выходит и оттесняет его «паратекст». Этот термин означает всё то, что окружает текст, предваряя его, следуя за ним, иногда вторгаясь в его ткань. Для медиатекcта — это заголовок, подзаголовок, лид, врезка, подпись автора, ну и визуальная часть, конечно — фотография, диаграмма, рисунок, карикатура. Так вот сегодня чтение новостей — это чтение паратекстов, а не текстов. Отсюда обрывочность впечатлений при их множестве. И теперь уже газета — забываемый тип чтения. Ее заменили подборки новостей в телефоне и новостных лентах.

Какое же мировосприятие формируется таким типом чтения, получив название «клиповое»? Клип длится несколько секунд и захватывает внимание целиком. Он отучает думать и сразу предлагает готовые выводы в легкоусвояемом виде.

Скорость восприятия, невозможность погрузиться в чтение и размышление формирует конвульсивное, отрывочное восприятия мира, который теперь кажется бессмысленным хаотичным набором неизвестно от чего происходящих событий. Ориентироваться в таком мире страшно, а подготовиться к встрече с таким миром практически невозможно. Отсюда и падение интереса к серьезному образованию: ты как будто бы все знаешь, все текущее в тебе на экране, а прошедшее не имеет смысла. Иллюзия осведомленности оборачивается беспомощностью в решении простейших интеллектуальных задач.

Однако современный человек не обречен на такое восприятие. Из множества каналов получения информации мы вольны выбирать и канал, и способ работать с ним. И университет — то место, где приобщают ко всем культурам чтения, к полноте мировосприятия.