Среда, 17 июля 2024

Явление шедевра

Юрий Александров: «Реставрировать такую икону — это счастье»

После реставрации икона «Богоматерь Умиление» стала такой, как и пять столетий назад

Памятник XV века занял свое место в экспозиции Новгородского музея-заповедника. Впервые! Никогда прежде эта икона на обозрение не выставлялась. В каком году она написана, в каком храме находилась? Долгое время у искусствоведов не было ответа на эти вопросы.

В музейные фонды икона попала, по всей видимости, в период послереволюционного богоборчества. Потом была вывезена в Германию, откуда вернулась уже в 1947 году.

Следующая важная веха в ее непростой судьбе — 2002 год. Когда удалось установить по церковным описям, что «Богоматерь Умиление» происходит из Николо-Дворищенского собора, одного из древнейших в Великом Новгороде. Нашлись и подтверждающие это фотографии 1912 года. Икона занимала центральное место в иконостасе.

Известно, что в 1462 году в соборе был пожар, после чего живопись поновлялась. Поэтому с достаточной степенью вероятности можно предположить датировку памятника — 1463 год.

— Правее немножко! — Юрий АЛЕКСАНДРОВ, заведующий мастерской реставрации темперной живописи Новгородского музея-заповедника руководит монтажом иконы.

Да, монтаж? А как иначе? Икона — в человеческий рост. Точный размер: 174х122,5 см. На полочку не поставишь.

— Еще чуть-чуть. Теперь я.

Юрий Юрьевич ставит стремянку, фиксирует верхние крепления.

— Ну вот и все.

Вот так вот: раз — и все. А ведь для этого понадобилось целых тринадцать лет! Кропотливейшей, тонкой работы. Просматривая в микроскоп сантиметр за сантиметром. И снимая с помощью специально изготовленных микроинструментов позднейшие наслоения, укрепляя грунт, лакокрасочное покрытие.

Где бы ни находился, чем бы еще ни занимался реставратор, все равно думал о Ней. «Богоматерь Умиление» — произведение исключительной ценности. Работать с такой вещью — ответственность необычайная! Самые волнующие мгновения, по словам Юрия Юрьевича, это когда нанесены последние штрихи, ты ставишь стульчик, садишься напротив и... Теперь икону смогут увидеть все.

— Безусловно, памятник уникален, — говорит хранитель фонда древнерусской живописи Юлия КОМАРОВА. — XV век — вершина новгородской иконописи. И мы видим работу блестящего мастера. Вместе с тем эта икона не совсем обычна для новгородской традиции с ее эмоционально сдержанными образами. В данном случае все очень трогательно и трепетно.

И по-настоящему. Верующие, посещавшие Николо-Дворищенский собор в начале прошлого столетия, знали «Богоматерь Умиление» совершенно иной. Образ был темен, очертания плохо различимы. Теперь цвета те же, что и более пяти веков назад.

Нераскрытых памятников живописи вершинного XV века в фондах музея больше нет. Но есть иконы XIV века и XVI. Какой выберете, Юрий Юрьевич? Отвечает, что пора идти вглубь. Теперь реставратора Александрова ждет икона «Богоматерь Одигитрия» из церкви Успения в селе Курицко. Этот храм ныне и сам является музейной ценностью — находится в музее деревянного зодчества «Витославлицы».

Владимир БОГДАНОВ (фото)