Среда, 17 июля 2024

Любишь кататься — плати алименты

В новом году должников заставят ходить пешком, утверждает Василий ДУБОВСКИЙ, обозреватель газеты «Новгородские ведомости»

С 15 января вступают в силу изменения в федеральном законе об исполнительном производстве. А именно — такая мера, как временное ограничение права на управление транспортным средством. И коснется она своей неласковой рукой должников.

Кто увиливает от уплаты алиментов? Готовьтесь. Кто не платит штрафы от ГИБДД за нарушение ПДД? Кто начхал на возмещение ущерба от совершенного преступления, а также причиненного морального вреда? Станьте в строй. Всего, как сосчитали в УФССП по Новгородской области, названной мере могут быть подвергнуты 9374 жителя области.

Причем самый большой контингент составляют алиментщики. Это плохо, постыдно и печально. Что такое «подорожный» штраф? Мы платим его государству. Как внеплановый доход в казну, которого может и не быть. При должном законопослушании и уважении к другим участникам движения. А кто оплатит за нас родительский долг?

В областном управлении Федеральной службы судебных приставов смотрят в ближайшее будущее со сдержанным оптимизмом. Мол, подробная информация о грядущих нововведениях есть на ведомственном сайте.

Число посещений неуклонно растет. Даже тот непрошибаемый тип, который ездит на «Тойоте», а алименты не платит, — я не первый раз слышу о нем на пресс-конференциях в УФССП — смеем надеяться, что и он задумался.

Правда, есть о чем. Новый кнут явно толще. Чтобы услышать его свист, достаточно иметь долг в размере всего 10 тысяч рублей. И известная уловка с переписыванием автомобиля на кого-нибудь из родни не поможет. Ну, перепишешь, а возить тебя, бесправного, тоже родня будет?

Все просто: судебный пристав предупреждает должника — и счет времени пошел. Не погасишь долг в течение пяти дней — ходи пешком. Зажмешь документ, не отдашь — административное правонарушение. По-любому лишат водительских прав. Из всего, что ездит, плавает и летает, доступен лишенцу будет разве что велосипед.

Кстати, наши законодатели его не изобретали. Ограничительная мера, о которой мы сейчас говорим, существует во многих странах. Говорят, работает. В америках и финляндиях все довольны. Кроме алиментщиков, естественно.

А есть еще такое испытанное средство (его у нас никто не отменял), как ограничение выезда за границу. Таких «тормознутых» в Новгородской области в 2015 году — уже за четыре с половиной тысячи. Втрое больше, чем год назад. Эффект? 10 млн. рублей все-таки взыскано.

Оно, конечно, теперь не разъездишься. Но это было бы слишком просто: как в Турцию или Египет не поехал, так сразу о ребенке вспомнил.

И было бы неправильно взвалить всю «алиментарную часть» на судебных приставов. Проблема не односложная — она и правовая, и социальная, и психологическая.

Вот главный судебный пристав области Сергей КУЗЬМИНКИН говорит нам, что типичный алиментщик — мужчина, ушедший в другую семью. Он не хочет платить, поскольку деньги достанутся бывшей жене — его ошибке.

Перед нами — феномен массового заблуждения? А что еще алиментщик может сказать? Да, я жадина? Да, мне все равно, как они там живут?

А что общественность? Ныне на местком-партком не зовут, в стенной печати не песочат. Напротив, посочувствовать могут. Иной работодатель даже поможет должнику «спрятать» доходы. Оба в выигрыше — начальник и подчиненный. Как им кажется.

«Само по себе такое деформированное сознание — отдельная большая проблема», — считает уполномоченный по правам человека в Новгородской области Галина МАТВЕЕВА.

Не будем стричь всех под одну гребенку. 25% от ежемесячного заработка — на одного ребенка и 33% — на двоих. Объективно не каждый потянет. Тем более если еще и новую семью надо содержать. Не первый год идут разговоры о создании фонда поддержки семей, не получающих алиментов или получающих, но в слишком скромном объеме. Вроде разумно. Чтобы семьи, в особенности неполные, когда женщине после развода приходится тянуть детей в одиночку, не были совсем уж материально ущемлены. А с папашей государство как-нибудь само разберется. Но такого фонда как не было, так и нет.

Зато машина на приколе — почти факт. Такие вот дела, отцы. Любишь кататься — плати алименты.