Среда, 17 июля 2024

Маленькие бусинки для «Ожерелья»

Накануне новогодних каникул самое время, чтобы вспомнить о российском турпродукте. Рассказывает Анна МЕЛЬНИКОВА, обозреватель газеты «Новгородские ведомости»

Не нужен нам берег турецкий — скомандовало государство. Как и где можно отдохнуть — ищем на территории родного Отечества. Но вот в чём проблема: сформирована ли среди наших граждан традиция путешествовать по России?

На прошлой неделе в Великом Новгороде состоялась конференция «Продвижение межрегионального историко-культурного и туристского проекта «Серебряное ожерелье России». О нём, кстати, впервые заговорили около двух лет назад. Но тогда не было ещё существенного изменения курса рубля по отношению к иностранной валюте и отмены продаж туров в Турцию и Египет. Актуальности проект, видимо, ещё не представлял.

Идею с «Ожерельем» поддержали Минкульт и крупнейшие туркомпании. Проект охватывает 11 регионов Северо-Запада и те населённые пункты, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры, а также природные объекты. Это не подразумевает, что турист должен объехать их все. Маршрут разбит на 12 направлений. И человек может выбрать, что ему предпочтительней, например, или увидеть святые места Санкт-Петербурга, Пскова, Великого Новгорода и ещё нескольких городов, или побывать в северных портах России, или познакомиться с шедеврами деревянного зодчества Северо-Запада и т.д.

— Закончен процесс брендирования проекта. Половина маршрутов «Серебряного ожерелья» пройдёт через Новгородскую область, — доложил председатель комитета по туризму областного департамента культуры и туризма Евгений РОДИОНОВ. — Туристический поток в регионе увеличивается в среднем на 5—7% в год. На сегодняшний день на территории области насчитывается 93 коллективных средств размещения, из них — 62 гостиницы. Общий номерной фонд составляет 7,5 тыс. мест.

Цифра явно намекает на то, сколько вся область сразу может одномоментно принять туристов. Именно туристов, а не экскурсантов. И не надо быть экспертом, чтобы понять, что для нашего региона это уж слишком скромно. Особенно на фоне разговоров правительства РФ о том, что необходимо заниматься импортозамещением в туристской отрасли.

Впрочем, не стоит пока и строить ближайших планов на счёт того, чтобы прокатиться по одному из радиусов «Ожерелья». Это можно будет сделать только в следующем году, после того как запустят интернет-портал проекта. В общем, работа над ним продолжается.

А тем временем с сожалением и где-то даже с обидой те, кто создаёт туристический продукт на периферии нашей области, после конференции мне сообщили: в направлениях «Ожерелья» значится только областной центр. Почему в его рамках нельзя было проложить маршруты в другие новгородские города?

— Туристы как ездили в Великий Новгород, так и ездят. Но и мы сложа руки не сидим, — сказал Сергей КУЗЬМИН, куратор проекта усадьбы-музея средневекового рушанина в Старой Руссе. — Мы открылись в январе этого года. По признанию самих туроператоров, люди хотят к нам приезжать. Популярность усадьбы вызвана тем, что мы отошли от академизма и предложили интерактив — дрова порубить, соль поварить и т.д. В настоящее время наш объект работает на 30%. Чтобы об усадьбе узнавало больше туристических фирм, для их представителей необходимо организовывать пресс-туры к нам. А этим должны заниматься региональные власти.

Директор «Любытинского краеведческого музея», на базе которого семь лет назад удалось открыть экспозицию «Славянская деревня Х века», обратил внимание, что нечто подобное «Ожерелью» должно было появиться ещё лет десять назад. К слову, в этом году деревня приняла около 8 тыс. экскурсантов, а начинали с трёх тысяч. Причём всё население района составляет 9 тыс. жителей. Автобусами в любытинский музей прибывают в основном москвичи и питерцы. Сотрудникам музея на новогодних каникулах отдыхать не придётся — первая экскурсия в 2016 году назначена на утро 1 января.

— Надеемся, что открытие новой базы отдыха в посёлке и строительство горнолыжного клуба притянет и туристов, — отметил он. — Между тем стоило бы заняться составлением концепции по развитию региональных туристских маршрутов. Конечно, для этого необходимо развивать соответствующую индустрию, вкладывать деньги. Но давно известно: из ничего и выйдет ничего.

Сложно возражать, когда говорят о том, что соорудить инклюзив-тур без хороших дорог, более или менее уютных гостиничных номеров, цивильных кафе и туалетов на трассе невозможно. Но, помилуйте, разве всё это организовать — на грани фантастики?