Среда, 17 июля 2024

День печали

Что год грядущий нам готовит? Отвечает Геннадий РЯВКИН, главный редактор газеты «Новгородские ведомости»

Сегодня 13 января. Мы будем отмечать День российской печати. Никогда не обращал внимания, а оказывается, что этот праздник, учреждённый постановлением № 3043-1 Президиума Верховного Совета РФ от 28 декабря 1991 года, практически на год моложе нашей газеты. Мы-то 29 декабря отметили свою первую четверть.

Сегодня тоже, конечно, соберемся, «подымем стаканы, содвинем их разом! Да здравствуют музы, да здравствует разум!». Хотя веселиться особых причин нет. В Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) проанализировали основные процессы, произошедшие на рынке прессы в 2015 году. И пришли к выводу, что движение по наклонной вниз ускорилось на фоне углубляющегося экономического кризиса, снижения доходов населения, роста цен на бумагу и тарифов на подписку. «Свою лепту в ухудшение состояния медийной отрасли внесли также изменения в отечественном законодательстве, подрывающие экономическую стабильность предприятий и идущие вразрез с интересами потребителей», заключают эксперты АРПП.

В результате перечисленных факторов объём розничных продаж периодической печати в 2015 году достиг величины 46,4 млрд. рублей, что на 2,3% меньше показателя 2014 года, суммарный тираж снизился до 1,36 млрд. экземпляров (-15%). Продажи по подписке остановились на отметке 18,4 млрд. рублей (-6%), подписной тираж — 0,51 млрд. экземпляров (-16%). В стоимостном выражении рынок распространения сократился на 3,3%. Рынок рекламы в 2015 году по отношению к аналогичному периоду прошлого года в российской печатной прессе сократился на 32%, наружной рекламе — на 25%, телевидение и радио — на 19%.

Причем, по мнению экспертов, «15—20% рекламных доходов в зависимости от издания издатели потеряли в результате запрета рекламы в прессе любых видов алкогольной и табачной продукции».

Для решения накопившихся в отрасли проблем необходимо, по мнению АРПП, добиваться решения в 2016 году комплекса инициатив:

— наделить Минкомсвязи России полномочиями по выработке государственной политики и координации исполнительной власти в сфере поддержки организаций, занимающихся распространением прессы;

— выделить субсидии из федерального бюджета на развитие системы распространения прессы в России и на проведение мероприятий по популяризации чтения;

— возобновить предоставление субсидий на подписку печатных СМИ;

— осуществить либерализацию отечественного рынка рекламы: вернуть рекламу качественного алкоголя, табака, медицинских препаратов в печатные СМИ и т. д.

Дельные предложения, но с большим изъяном: в основном они направлены на получение бюджетной поддержки, что в текущее время весьма проблематично. Значит, будут положены под сукно до лучших времен. Зачем мне газета — я телевизором пользуюсь! Помните этот старый анекдот? А в худшем случае — будут до наступления лучших времен забыты.

Кстати, АРПП обнародовала рейтинг руководителей субъектов РФ по отношению к системе распространения печатных СМИ. Сергей МИТИН в нем делит 25—29-е места с Владимиром Городецким (Новосибирская область), Рамзаном Кадыровым (Чечня), Аманом Тулеевым (Кемеровская область) и Андреем Шеведёвым (Тверская область). В оценку эффективности деятельности губернаторов, поясняет АРПП, включены такие показатели, как уровень обеспеченности населения специализированными объектами прессы; соответствие арендных ставок рекомендациям приказа Минкомсвязи РФ № 197; свобода компаний в формировании торгового ассортимента прессы; наличие льготных для прессы условий по коммунальным платежам; программ по стимулированию спроса на прессу.

Я понимаю, всё это в основном интересно работникам газет и журналов и нашим партнерам по бизнесу — распространителям прессы. Пусть простит меня читатель, но когда об этом и говорить, если не в День печати!

Что касается конкретно «Новгородских ведомостей», как видите, мы выходим. Наши подписчики могут быть спокойны на тот счет, что «толстушка с программой» будет приходить к ним регулярно. Для бережливых по-прежнему работает сайт.

Оставим ли мы бесплатный выпуск по пятницам? Приложим все силы. Хулителям сразу говорю: «Пятница» будет печататься и распространяться строго на заработанные коллективом «НВ» деньги (включая гонорар авторам). Получится или нет? Хорохориться не стану, не то время...

«Что смолкнул веселия глас? Раздайтесь, вакхальны припевы!».