Среда, 17 июля 2024

Не запрягши, не поедешь

Весна и льгота на проезд придут к студентам в один день, делится своим мнением Ольга ЛИХАНОВА, редактор газеты «Новгородские ведомости».

За сравнительно короткий срок — полторы недели — ситуацию с отменой студенческих проездных власти обсуждали трижды. Началось все 25 января, когда губернатор Сергей МИТИН провел встречу с учащимися вузов, которые были недовольны тем, что с 1 января вынуждены покупать проездные по полной цене — 1600 рублей. В итоге договорились, что студенческие проездные вернутся. Решить, в каком порядке будут предоставляться льготы, предстояло студентам вместе с руководством университета и городскими властями. Стороны провели встречу 27 января.

Уже в самом начале мнения разделились. Вице-губернатор Юрий МАЛАНИН предложил компенсировать часть стоимости проездных билетов только тем студентам, которые в этом действительно нуждаются. Представители НовГУ с этим не согласились. Дескать, студенты, обсуждая возможные пути решения проблемы, очень просили не делить учащихся вузов на категории. «Необходимость приобретать билет через публичное обнародование своего статуса многих задела», — таковой была аргументация.

Правда, не совсем понятно, почему именно эту процедуру студенты сочли публичным обнародованием статуса: вряд ли сотрудникам МФЦ есть дело до того, кто именно приходит за компенсацией. Да и потом, существование социально не защищенной группы среди учащихся вузов — давно ни для кого не секрет. Есть официальные цифры: всего таких студентов насчитывается 1290, они получают социальную стипендию.

Иными словами, система оказания адресной помощи и так уже действует, и ничего принципиально нового после введения льгот на проездные в ней бы не появилось. Впрочем, о том, как все-таки студенты будут получать деньги, поговорим чуть позже.

Мэр Великого Новгорода Юрий БОБРЫШЕВ согласился, что проездной билет по льготной цене надо продавать всем студентам без исключения. «Несмотря на отсутствие финансовых возможностей в бюджете города, думаю, мы сумеем изыскать дополнительные источники, чтобы наши договоренности профинансировать», — подчеркнул Юрий Бобрышев, противореча самому себе. И встает вопрос: почему поиском источников занялись сейчас, а не в декабре?

В итоге после долгих обсуждений 27 января на встрече в мэрии стороны сошлись на том, что проездной останется льготным для всех студентов. Но будет стоить 1200 рублей (с первоначальной цены 100 рублей снимут перевозчики, 300 — компенсирует администрация города), а продавать «льготник» начнут с 1 апреля.

Однако Правительство Новгородской области параллельно продолжало работать над проблемой. И 1 февраля губернатор вновь пригласил студентов на совещание по вопросу льготного проезда. Сергей Митин не стал вдаваться в технические подробности, а просто сообщил: «Льготы получают все студенты — это первое. Второе: мы решили, что начнем эту льготу не со второго квартала, а с 1 марта. Февраль нам нужен, чтобы оформить ряд документов, выпустить специальные студенческие проездные билеты. Третье: цена этого билета фактически будет 1000 рублей. Когда мы договаривались сначала, всех устраивала стоимость 1200 рублей. Путем переговоров, я здесь благодарю перевозчиков, цена уменьшилась до 1000 рублей», — отметил губернатор.

Председатель студенческого совета Ингрид РЕПНЕВА поблагодарила главу области за такое решение и сообщила, что теперь учащихся вузов все устраивает. Это подтвердил и ректор НовГУ им. Я. Мудрого Виктор ВЕБЕР.

Теперь о том, как конкретно студенты будут получать льготу. Поскольку часть денег будет выплачиваться из городского бюджета, не выйдет просто продавать проездные через университет: это не муниципальное учреждение. Однако механизм получения денежной компенсации постарались сделать максимально удобным для всех. Продавать проездные будут по 1300 рублей. Но студенту нужно будет прийти в МФЦ с проездным, купленным по такой цене, и студенческим билетом и написать заявление о возврате денег на расчетный счет. Сами проездные снабдят отрывными корешками, с помощью которых МФЦ и будет получать информацию, что студент билет купил. Потратился он, скажем, в мае на проездной — компенсация пришла. В июне надобность постоянно ездить в университет отпала, проездной не покупал — соответственно денег на карточку не получил.

Вроде бы всё просто. А как эта система будет работать, оценим через месяц.