Среда, 17 июля 2024

Курс молодого бойца

Много внимания уделяется общефизической подготовке курсантов

Кадетский корпус имени Александра Невского готовится к набору в 8—10 классы

Идее создать в Новгородской области специализированное учебное заведение с военным уклоном для мальчишек школьного возраста — больше десяти лет. Инфраструктура — от бывших армейских частей — имеется, да и в педагогах в погонах недостатка нет, ведь многие офицеры после службы остались жить в нашем регионе. Однако осуществился проект только в прошлом году — в апреле 2015-го вышло распоряжение правительства области об организации Кадетской школы имени Александра Невского.

Первоначально предполагалось переоборудовать под нужды учебного заведения здание бывшего детского дома в деревне Менюша Шимского района, и даже ремонт там сделали. Правда, как позже выяснилось, зря — специалисты Роспотребнадзора не разрешили его использовать как не соответствующее действующим санитарным нормам. А первый кадетский класс был уже набран, и учебный год вот-вот должен был начаться. Ребятам предложили (пока идет поиск другого подходящего варианта) пойти учиться в школы или техникумы по месту жительства.

Но новое место дислокации — пустующее трехэтажное здание в деревне Сосновка Солецкого района, которое ранее тоже сиротское заведение занимало, — нашли быстро. И уже с конца октября 2015-го первые 18 кадетов начали жить по строгому солдатскому распорядку...

«Отлично» по основам

Общеобразовательные дисциплины кадеты-десятиклассники проходят в солецкой средней школе № 1.23ruge

— Но в отличие от другого 10-го в этом учебная программа усложнена. Вместо двух уроков физики в неделю в обычном классе мальчишки пять раз занимаются, у них четыре урока физкультуры, два — ОБЖ. Кроме того, в камках обществознания они дополнительно с основами гражданской службы знакомятся. Ну, и еще элективный курс по основам военной службы есть, — рассказывает классный руководитель ребят Оксана КОРОВЯНСКАЯ. — Признаюсь, первые два месяца были и для кадетов, и для педагогов непростыми. Юноши из разных мест приехали, учились по разным программам, учебникам, кто-то перевелся из техникумов, колледжей, поэтому уровень подготовки сильно отличался. Кроме того, шла адаптация к новым условиям, коллективу, требованиям, они за лидерство боролись. В общем, всем нам пришлось приложить немалые усилия. Но сейчас все в порядке: мальчики настроились на обучение, подружились со сверстниками, участвуют в общественной, спортивной жизни школы. Что касается их успеваемости, то можно сказать, что в основном в классе — середнячки. Наши предметники уже начали дополнительно заниматься с ними по своим дисциплинам, чтобы к ЕГЭ подтянуть молодых людей.

Журналисты «НВ» поприсутствовали на уроке по основам военной службы, разговор на котором шел о дисциплине — внутренней, трудовой, солдатской. На вопрос учителя о том, что влияет на ее формирование, кадеты отвечали, что воспитание в семье, саморазвитие и контроль каждого человека над собой. Один из мальчиков привел свой личный пример, когда в первом классе решил поэкспериментировать с бензином и огнем. Знал из объяснений родителей, какие последствия могут быть, понимал, что нельзя. Но очень хотелось рискнуть, а потому пошел на поводу у своих желаний и чиркнул спичкой... Сказал, что получил урок на всю жизнь, и с тех пор тренирует силу воли, учится не поддаваться эмоциям, контролировать себя.

На перемене ребята делились впечатлениями от кадетского быта. То, как ведут уроки учителя в школе, — нравится, как и строевая, огневая, тактическая, общефизическая подготовки после уроков. Но до сих пор многим тяжело рано вставать (подъем в 7.00. — прим. авт.) и подчиняться строгому распорядку дня. Хотя при этом все заявили, что не намерены сдаваться, что планируют после окончания кадетского обучения поступать в военные училища.

— Я — из Санкт-Петербурга, — отрапортовал Кирилл КОТИН. — У меня отец — офицер. И я решил пойти по его стопам. Да, первые недели было трудно, особенно в такую рань вставать! Потом привык. То, что весь день расписан по минутам, — с одной стороны, плохо, ведь хочется и своими делами заняться, а приходится исполнять то, что приказывают офицеры-воспитатели. Но с другой — хорошо, так как за работой, учебой, тренировками время летит незаметно, дурака никто не валяет. Я пока еще не решил точно, куда буду поступать после школы: либо в Санкт-Петербургский военно-морской институт (Морской корпус Петра Великого. — прим. авт.), либо в военно-медицинский вуз. Учусь хорошо по всем предметам, поэтому не должно возникнуть проблем при подготовке к ЕГЭ. И за физическую подготовку не переживаю — спортом давно занимаюсь.

В процессе лицензирования

Здание бывшего сиротского интерната в Сосновке рассчитано на 120 воспитанников. Здесь дети жили и учились — на третьем этаже все школьные кабинеты имеются. В жилом блоке — комнаты на два-три человека. Есть пищеблок, хозчасть, спортивный, тренажерный залы, компьютерный класс, душевые, санитарные комнаты.

— Уже прошло больше года, как воспитанники детского дома были переведены в другие подобные учреждения области. В прошлом году на нашей базе действовали пункт временного размещения беженцев из Украины и отделение постинтернатного сопровождения сирот, достигших совершеннолетия. В настоящее время завершается официальный процесс ликвидации организации для сирот и детей, оставшихся без попечения. И вскоре все имущество будет передано кадетскому корпусу, — вводит в курс дела методист учреждения военного профиля Лариса ВОРОПАЕВА. — К 1 сентября 2016 года планируем набрать по одному 8, 9, 10 классу, ну а 11-м будет нынешний. Предполагаемое число кадетов — 100 человек. Солецкая средняя школа вряд ли выдержит такое пополнение — не хватит ни кабинетов, ни педагогов. Однозначно учить ребят следует прямо в интернате. Мы уже начали лицензирование учебной программы, в том числе и по блоку начальной военной подготовки, а также по истории Российской армии, рукопашному бою. Приступили к подготовке кабинетов. Большинство из тех, в которых занимались интернатовцы, получили положительное заключение Роспотребнадзора. Дополнительно для проведения лабораторных работ следует дооборудовать лишь классы физики и химии. Что касается прочих помещений, то у санитарной службы претензий нет. А вот сотрудники МЧС требуют запустить внутренний пожарный водопровод, а на это нужны приличные средства. Но надеемся решить и этот вопрос.

По словам Воропаевой, проблем с нехваткой учителей для работы с кадетами в интернате не будет — обращения от желающих идут постоянно. Есть кандидаты и на ставки офицеров-воспитателей. Что до численной наполняемости самих классов, то много звонят и пишут родители, желающие отдать своих сыновей на военное обучение.

Уставные отношения

В первой половине дня десятиклассники — в школе в Сольцах. Но одного, Данилу КОРОБЕЙНИКОВА (немного приболел), застали в интернате. Он под руководством и.о. директора кадетской школы Виталия САВИНОВА занимался разбором автомата.

Юноша рассказал, что приехал из Томска: случайно от знакомых узнал про открывающееся кадетское заведение и решил подать заявление. По своей семье, конечно, скучает, но в военном интернате нравится.

— Пока еще не всем удается чеканить шаг, не успевают пацаны, как положено, за 45 секунд форму надеть. Но отвечают теперь по уставу, к раннему подъему привыкли, как и к физическим нагрузкам: утром — 40 минут зарядка, во второй половине дня — тоже тренировки, — рассказывает майор запаса Виталий Савинов. — Офицеров-воспитателей сейчас двое. Мы сразу объяснили кадетам, что спрашивать с них будем как со взрослых. И требования высокие предъявляем. В первую неделю один мальчик назад домой уехал: понял, что армия — не его дело. Все остальные продолжают обучение. А после новогодних каникул двое новеньких прибыли.

По словам Виталия Петровича, та учебная программа по военному делу, которую предполагается давать в кадетском корпусе, соответствует годичному курсу солдата-срочника в Российской армии.

— Конечно, иногда приходится делать скидку на то, что перед нами еще несовершеннолетние дети, но сильно не балуем. Учим собственным примером, — продолжает разговор Савинов. — Недавно пришла форма для кадетов — мы ее по специальным эскизам заказывали из прочной ткани. Так вот в ближайшие дни лично буду учить ребят подшивать воротнички, чтоб ни одни стежок, ни один узелок на внешней стороне виден не был. Парикмахерское дело некоторые освоили и теперь стригут машинкой товарищей. За нарушения правил сотрудники учреждения имеют право ребятам замечание сделать, объявить выговор. Но в классе действует и самоуправление: кадеты сами назначают провинившимся трудовое наказание. И контролируют его исполнение.

И.о. директора кадетской школы (32 года армейской службы за плечами) не сомневается, что все без исключения нынешние десятиклассники корпуса через год с небольшим будут готовы к поступлению в военные училища. И даже если случится так, что кто-то из ребят выберет все же гражданскую профессию, они станут отличными специалистами. Ну и солдатами-срочниками, конечно.

Фото Владимира МАЛЫГИНА