Среда, 17 июля 2024

Для внутреннего употребления

Школы опять просят родителей покупать детям учебники

Тема нехватки школьных учебников не нова для Новгородчины. Лет шесть-семь назад родители регулярно жаловались на то, что вынуждены за свои средства их покупать. Руководители же школ разводили руками, мол, бюджетных средств на комплектование фондов не хватает.

Остроту данный вопрос потерял в 2011 году, когда стартовал федеральный проект модернизации региональных систем школьного образования, который предусматривал значительные денежные поступления на покупку учебной литературы. Но проект завершился в 2013-м, и проблема вновь набирает обороты.

Пользоваться нельзя исключить

...И в начале 2016-го педагоги забили тревогу. Вопрос о том, что в следующем учебном сезоне сотни учащихся могут остаться без нужных книг, руководители школ подняли на февральском заседании Правительства Новгородской области и в ходе круглого стола, организованного региональным отделением ОНФ.

— Проблема состоит из двух частей: нехватка средств и чехарда с федеральным перечнем одобренных и рекомендованных учебников, — вводит в курс дела директор школы № 2 Великого Новгорода Ирина ШАНАЕВА. — Чтобы к 1 сентября обеспечить детей комплектами учебников, нашему учреждению необходимо полтора миллиона рублей. Выделено же из бюджета области всего 400 тысяч рублей. Что касается перечня, он меняется на протяжении нескольких лет. Книги одних авторов, с которыми учителя по всей стране давно и успешно работают, почему-то исключаются, и вводятся другие, которых в школьных библиотеках нет. Так, в конце 2015-го мы узнали, что математика для основной школы (авторы: Н.Я. Виленкин, А.Г. Мордкович. — прим. авт.) удалена из федерального списка. Этот учебник наши педагоги применяли долгие годы. И непонятно, по какой причине его вдруг взяли и исключили. По правилам мы, конечно, можем в течение пяти лет пользоваться даже вычеркнутыми из списка учебниками, если они уже были закуплены. Однако когда речь идет о формировании новой параллели классов, например, пятых, требуются книги только из нового, одобренного состава. А если учесть, что сейчас один учебник в среднем стоит порядка 400—500 рублей, набегает большая сумма, которую негде взять...

Положение обязывает

Какие выходы видят школы? В некоторых, как правило, небольших сельских, численность учащихся которых год от года меняется незначительно, закупили впрок комплекты учебных книг, пока шла модернизация. Решают, таким образом, вопрос с количеством, что, впрочем, не спасает положение при непостоянстве перечня.

В ряде других заведений признались, что по отдельным предметам, таким, как ОБЖ и физкультура, закупают всего один комплект учебников на один класс — для внутреннего пользования. То есть ребята занимаются с литературой только на уроках, домой книги не уносят. Обходят стороной образовательные организации и требование для начального звена: приобретать по два комплекта — один для школы, другой — для дома (чтобы малыши не носили тяжелые рюкзаки).

Ирина Шанаева говорит, что в этом году придется просить родителей о помощи: «Они могут, если захотят, подарить учебники учреждению после того, как ребенок по ним отзанимается, а могут и забрать, ведь подрастают младшие дети, которым тоже понадобятся книги».

А вот в средней школе села Мошенское пошли по другому пути: ищут и находят спонсоров.

— В нашем районе доходы у людей небольшие, и настаивать на том, чтобы мамы изыскали средства еще и на учебники, мы не можем, — объясняет свою позицию директор Алла АНИШИНА. — Помню, в первый год своего директорства — пять лет назад, чтобы закупить литературу, пришлось на себя оформить кредитную карту и выплачивать потом проценты банку. Но это не выход! Мы с коллегами разработали перспективный план развития учреждения и начали поиск партнеров. Так, с 2012 года я регулярно — два раза в учебный сезон — езжу в Москву на Деловой прием учителей. Это мероприятие посещают не только чиновники профильного министерства, педагоги из регионов, но и крупнейшие издатели, специализирующиеся на учебной литературе, предприниматели, банкиры, представители различных фондов, готовые вкладывать деньги в образование. Учреждения представляют свои презентации. Я, например, рассказываю, что уже сделано — специализированные лабораторные классы по физике, химии, спортивная площадка, ремонт классов, какие результаты показывают наши учащиеся и предметники. Представляю и проекты, которые хочется претворить в жизнь. Последние несколько лет наша школа получает ежегодно порядка миллиона рублей спонсорской помощи. Безусловно, благотворители контролируют процесс расходования денег, приезжают, чтобы оценить качество работ. А убедившись, что их деньги пошли по назначению, соглашаются на дальнейшее сотрудничество. Охотно идут и на приобретение учебников. Так, в прошлом году не хватало книг более чем для 300 ребят, спонсоры оплатили этот заказ. Для закупки комплектов изданий к 1 сентября 2016 года из бюджета выделено 160 000 рублей, недостает еще порядка 300 000 рублей. Придется обращаться к партнерам.

Ждите ответа

Ирина Шанаева как член регионального штаба ОНФ говорит, что вопрос с корректировкой перечня рекомендованных к использованию учебников можно решить только на федеральном уровне. И новгородские активисты уже готовят запрос в Минобр. А вот финансирование в полном объеме статьи расходов на приобретение книг — это задача областного департамента образования и молодежной политики.

— Мы ждем от специалистов регионального ведомства ответов на несколько вопросов. Лет десять назад бюджет области был 14 млрд. рублей, сейчас — 25 млрд. рублей. Насколько увеличилось финансирование на учебники? Какую динамику оно имеет? Как в сравнительной характеристике обстоит дело с закупкой литературы для школ в нашем регионе и других субъектах СЗФО? И уже отталкиваясь от полученных сведений, будем предлагать варианты выхода из сложной ситуации...

Вместо эпилога

В профильном департаменте сообщили, что в 2016 году размер средств, предусмотренных на приобретение учебников, такой же, как и в 2015-м, и составляет порядка 27 млн. рублей. Но в этом образовательном сезоне школьников на 1035 человек больше, чем в прошлом (всего в настоящее время обучаются 60 374 ребенка).

Средний процент обеспеченности учебниками по области составляет 86%. По данным мониторинга, полностью укомплектованы литературой для занятий школы Батецкого, Маревского, Поддорского, Волотовского, Холмского и Шимского районов. А вот в Великом Новгороде, Боровичском, Валдайском, Крестецком, Парфинском, Окуловском районах — ситуация действительно сложная.

В настоящее время специалисты департамента выясняют, почему одним муниципалитетам хватило денег на книги, а другим нет. И решается вопрос о дополнительном выделении 5,2 млн. рублей из региональной казны на закупку учебников для учащихся-новичков.

Но все исходные данные о потребности общеобразовательных заведений в литературе департамент знал еще в прошлом году при формировании бюджета на текущий. Так почему проигнорировал тысячное пополнение? Почему своевременно не проанализировал положение дел?

Школы, если не хотят к 1 сентября остаться без учебников, уже должны заключать договоры на поставку литературы. А вопрос до сих пор не решен.

Фото primamedia.ru