Среда, 17 июля 2024

Где на Руси хорошо

Миграция — процесс объективный. Тем более — среди молодёжи. Куда утекают мозги узнавала Людмила ДАНИЛКИНА, редактор газеты «Новгородские ведомости»

На глаза попалась статья старшего научного сотрудника Института демографии ГУ ВШЭ Никиты Мкртчяна «Миграция молодежи в региональные центры России в конце XX — начале XXI века», опубликованная три года назад в журнале «Известия РАН. Серия географическая». Да, на дворе 2016-й, и экономические, политические, образовательные реалии несколько изменились. Но публикация любопытна выводами о причинах и тенденциях оттока народа в крупные города:

«Проблемы межпоселенной миграции населения России, в том числе молодежи, — явление не новое и давно исследуемое. Внимание ученых привлекали такие проблемы, как приток молодежи в города, проблемы приживаемости новоселов, бегство молодых людей из села. В 1960—1970 гг. сельское население теряло за счет миграции примерно по 1 млн. человек ежегодно. Благодаря этому в России появилась сеть крупных и крупнейших городов. И процесс концентрации населения не завершен, на повестке дня — конкуренция городов за население, за молодежь. В связи с демографической исчерпанностью села мигрантов заменяют жители малых и средних городов».

Новгородчина ежегодно теряет большое количество абитуриентов и выпускников учреждений профобразования по причине их убытия в мегаполисы. Что полностью подтверждает вышесказанное.

Периферийные территории пытаются изменить ситуацию, разрабатывая программы целевого набора в вузы, льготных ипотек для начинающих специалистов, выдают безвозмездные субсидии, компенсируют найм жилья или предоставляют служебные квартиры. Не везде эти привлекательные условия представлены в полном объеме. В нашей области, как правило, речь идет о целевом приеме в вуз, да в случае с медиками — о 500 тыс. рублей подъемных. Но это не срабатывает.

Как заметил на прошедшем недавно заседании рабочей группы «Социальная справедливость» регионального штаба ОНФ главный врач Областного клинического родильного дома Валерий МИШЕКУРИН: «Несмотря на то, что в регионе работает программа «Сельский врач», по которой медик при переселении на село получает полмиллиона рублей, доктора не хотят ехать в деревню. Причина проста: у муниципалитетов нет жилья».

Что же касается целевиков, по словам Мишекурина, многие студенты, получив место в вузе, даже отказываются от дополнительной стипендии, предусмотренной контрактом. И по закону никто не может их заставить вернуться после обучения в свой регион...

Причины, чем так притягивают огни больших городов, — давно известны. Но многие ли парни и девчонки, зацепившиеся за Петербург в студенческие годы, удерживаются и делают карьеру, становятся известными и состоятельными? Ответ очевиден. Большинство после нескольких лет съемной жизни и работы на износ в нескольких местах возвращается домой. И, поскольку уже имеют рабочий стаж, относительно легко трудоустраиваются. Не всегда, правда, по специальности.

Кто будет спорить, что в Питере больше возможностей найти работу, особенно в условиях кризиса, который больнее всего бьет по малым городам? Никто. И родители отпускают ребенка в свободное плавание в надежде, что чаду повезет. Есть — и немало — мам-пап, которые, даже видя, что дела у дитяти не ладятся, продолжают поддерживать в нем иллюзию успеха: оплачивают жилье, подбрасывают деньжат на развлечения, одежду. Обманывая таким образом и себя, и его.

Что же касается того, что молодые специалисты не спешат работать по профилю, на это напрямую влияют и дисбаланс рынка труда (в основном — нужны рабочие), и маленькие зарплаты, которые сулят новичкам руководители фирм и компаний, и требования работодателей (даже для продавца в магазине одежды желательно высшее образование).

И еще есть нюанс! Сейчас многие студенты практически с первого курса начинают подрабатывать. Редко кто — по будущей профессии. К окончанию учебы они уже имеют опыт и навыки по совсем не той профессии, что у них в дипломе указана. Так зачем бросать дело, которое уже приносит стабильный доход? Они и не бросают.

Но вернусь к миграции. По мнению Мкртчяна, не только сельскую местность, но и многие малые и средние города в будущем ждет «сжатие» в результате устойчивого оттока людей в возрасте до 35 лет. А по мере истощения ресурсов периферии усилится конкуренция за молодежь между крупными городами и региональными столицами. И процесс этот уже идет.