Среда, 17 июля 2024

«Если ты меня нашёл...»

Нынешняя Вахта Памяти для «Долины» станет 28-й

В конце марта в Туле прошёл съезд поисковых движений России, на котором было представлено более 70 регионов. Состоялось открытие очередной Вахты Памяти. Новгородскую делегацию на форуме возглавлял новый председатель совета командиров экспедиции «Долина» Игорь НЕОФИТОВ.

Впрочем, только должность у него новая, а вообще, он занимается поиском уже более 20 лет. И, возглавив совет, оставил за собою руководство Солецким поисковым отрядом. Потому что, как говорит он сам, хочет оставаться в строю поисковиков и заниматься не только штабными делами.

— Игорь Михайлович, какое у вас впечатление от съезда?

— Самое общее впечатление — движение набирает силу. Оно признано и поддержано государством как важная часть общероссийской задачи по воспитанию молодежи в духе патриотов своей страны. Достаточно вспомнить об участии в съезде Сергея Иванова, руководителя Администрации Президента РФ. Одно дело обсуждать проблемы, а они есть, в своем кругу, и совсем другое — выносить их на федеральный уровень. Сергей Борисович все это, что называется, взял на заметку. Например, в некоторых регионах поисковикам запрещают распространять сведения о погибших, мол, это противоречит закону о защите персональных данных. А как без огласки вырывать из лап небытия наших солдат и офицеров, как искать их потомков?

Важно, что в выполнении государственной задачи по увековечению памяти павших солдат на помощь поисковому движению пришел надежный партнер в лице Министерства обороны РФ.

— Это и контроль.

— Безусловно. Единый реестр поисковой деятельности в масштабе страны, единый регламент. Допустим, наши коллеги, приезжающие на Вахту Памяти из других регионов, обязаны заключать с нами соглашение, заблаговременно подавать заявку на участие. Есть, конечно, опасения по поводу возможных бюрократических перегибов. Но в целом аккумулирование сил, поддержка государства, четко прописанный алгоритм действий — это благо.

— В чем еще особенность нынешней Вахты Памяти, до начала которой остаются считанные дни?

— Да, в 20-х числах апреля она уже стартует. Кроме поисковиков из нашей области и других регионов России, в ней примут участие отряды из Казахстана, Белоруссии и, возможно, из Прибалтики. Любая Вахта по-своему особенная. Будем отмечать 30-летие поискового движения в Старой Руссе. Там, к слову, когда-то было два отряда, а сейчас уже пять, а всего их в «Долине» сегодня 58. Это около тысячи поисковиков.

— А год нынче не юбилейный. 70-летие Победы уже отмечено...

— С юбилеем Победы никакой другой, конечно, не сравнится. Но есть другие значительные даты. 75 лет начала Великой Отечественной войны. Столько же — контрудару под Сольцами. Может, не самое известное событие военной истории, но наша область вправе им гордиться. 22 июня началась война, а 21 июля немцев уже погнали под Сольцами. Впервые! Еще в этом году исполняется 100 лет знаменитому летчику-герою Алексею Маресьеву.

— Если говорить об известности... За три десятилетия «Долина», наверное, наработала на музей. До сих пор поисковики находят военную технику...

— Честно сказать, нам самим не по душе, что «Долина» не представлена со всей наглядностью. Есть идеи вместе с музейщиками создать экспозицию. Если городские и региональные власти выделили бы помещение, то мы нашли бы что показать. В Старой Руссе есть музей Северо-Западного фронта. Почему не может быть музея Волховского фронта? Небольшой Зал воинской славы — наверное, этого мало для Великого Новгорода.
На двух наших фронтах погибло более 850 тысяч человек. Судьба около 300 тысяч до сих пор неизвестна — родственники не знают, где они похоронены. «Долина» уже подняла останки 110 758 советских солдат и офицеров. В последнее время поднимаем около 2 тысяч павших за год. Надеюсь, если не мы, то наши дети и внуки смогут поставить точку в вопросе об увековечении памяти последнего павшего на этой войне солдата.

— Чем дальше, тем труднее находить и идентифицировать погибших. Уже и найденный медальон не всегда подскажет имя бойца.

— В прошлом году весной, перед 70-летием Победы, Чудовский отряд в одной братской могиле — ею послужила воронка от взрыва — обнаружил более 90 солдат. Медальонов было только 8. Но даже по одному медальону бывает возможно установить имена всех павших рядом. Выяснив по боевым донесениям, какое и когда подразделение здесь сражалось, отыскав список боевых потерь...

Смертный медальон — это всегда радость для поисковика. Особенно для самых молодых, а мы берем мальчишек с 14 лет. Как-то один такой паренек аккуратненько ножичком вскрыл медальон. Все правильно сделал и... Вытаращил на меня глаза и молчит. Там записка была: «Если ты меня нашел, то передай моим родственникам, что я погиб за Родину» (с адресом родных). Я всегда прошу ребят относиться к нашим павшим, как к живым. Но мои слова — это мои слова, а та записка... Ничего не надо объяснять, это сразу переворот в душе. И никаких сомнений, зачем мы здесь. Это нужно тем, кто не вернулся с войны.

Столько лет прошло, а до сих пор есть места, где из земли торчат каски, котелки, остатки амуниции. Шла цепь в атаку и под пулеметом врага вся полегла. А потом — новая атака, и не до похорон было.

— Так, может, надо государству активизироваться — больше сил и средств выделять на поиск?

— Есть такой вопрос к государству, согласен. И к нашему военному ведомству. Кто призвал, дал оружие и отправил в бой? А до недавнего времени исполнением закона об увековечении памяти занимались общественники. Те, кто неравнодушен к нашей истории. Те, кто сам знает, что такое война: «афганцы», потом — «чеченцы». Если бы Министерство обороны еще в советское время включилось в эту работу, то, может, она уже и выполнена была бы. Сейчас в Минобороны есть два батальона, которые занимаются поиском, это их служба. И наши молодые поисковики попадают туда по призыву. Есть подвижки, на самом деле. Есть материальная поддержка: допустим, мы для весенней вахты выиграли президентский грант, а также областной. Надеемся и на помощь Военно-исторического общества. Система складывается. Я благодарен всем, кто уже помогает поисковому движению, и уверен, что в ближайшие годы оно будет только усиливаться и станет одним из эпицентров военно-патриотического воспитания нашей замечательной молодежи!