Среда, 17 июля 2024

Город для жизни

Возможен ли диалог между современной и исторической архитектурой

В рамках Дней науки в НовГУ на кафедре архитектурного проектирования был организован круглый стол по проблеме сохранения культурного потенциала древних архитектурных памятников при застройке исторической части Великого Новгорода.

Учитывая наши местные особенности, студенты и преподаватели искали ту идеальную модель, в которой объекты древней и современной архитектуры не конфликтовали бы между собой, а, напротив, дополняли друг друга. О том, почему нужно поднимать эту тему, корреспондент «НВ» поговорила с инициатором круглого стола, доцентом кафедры архитектурного проектирования Сергеем СЛАВИНСКИМ.

— Сергей Павлович, по вашему мнению, где в Великом Новгороде есть примеры того, как современная архитектура удачно вписалась в его историческую часть?

— Этот вопрос я часто задаю своим коллегам и студентам и прошу назвать хотя бы пять подобных объектов. И многие затрудняются с ответом. Мой критерий для такого определения — соответствие объекта данной конкретной среде, его уместность. Неплохое решение было найдено с кафе «Сказка».

— И почему так мало удачных примеров?

— Это проблема не только Великого Новгорода. Проводился анализ, который показал, что в стране в принципе отсутствует заказчик качественной, художественной архитектуры. Есть службы заказчика предприятий, администрации. А с частниками часто происходит то, что называется пением вне хора. Необходим механизм проведения открытых всероссийских конкурсов, даже когда речь заходит о проектировании каких-то местных объектов. Это помогло бы городу рассмотреть разные варианты и выбрать среди них тот, который оптимально подходит ему.

— А что можно сделать для того, чтобы Новгород с его историко-культурным потенциалом был бы одновременно историческим и живым городом?

— Ещё в проектах регулярной застройки Новгорода XVIII века видно, как градостроители тактично провели реконструкцию города. Древние памятники не пострадали, а улицы были направлены на башни Окольного города. В это время 300 городов в Российской империи приобрели регулярный характер, не потеряв при этом своей индивидуальности. Они развивались по одному сценарию, при котором корректировалось расстояние между зданиями, что обеспечивало разряженность застройки. К слову, это то, что должно войти в сегодняшние градостроительные регламенты. Так вот в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века многие архитекторы-реставраторы в стране были увлечены идеей выявить исторические улицы на примере одного из городских кварталов с регулярной застройкой XVIII века. В Новгороде этим занимался коллектив реставрационной мастерской под руководством Г.М. Штендера. Они выбрали квартал на Торговой стороне, примыкающий к Ярославову Дворищу. Но работа так и не была завершена. Между тем если бы эта модель с проложенными историческими улицами и пешеходными маршрутами была реализована, то это открыло бы новый информационный пласт для развития города, дало бы его новое понимание как туристам, так и самим горожанам.

— В чём более всего современная застройка Новгорода диссонирует с его древней планировкой?

— Столетиями композиционной осью города был Волхов. Все основные направления выходили на него. В 60-е годы, когда была принята парадная застройка Новгорода, характерная для Северной столицы, были перерезаны все связи на реку. Город словно отстранён от неё. Волхов в архитектурном плане не активен. А от этого страдает и визуальная картинка города.

— В центре Новгороде много морально устаревших с точки зрения архитектуры домов. А что с ними делать?

— Если мы будем ставить целью сохранять всё, что с колоннами, то можно сохранять и бараки с колоннами. Здания с пилястрами могут быть такими же типовыми элементами застройки. И не всегда нужно за них держаться. Важно уметь ставить сверхзадачи на более длительный период времени.

— Снос зданий — это всё же по-радикальному. А можно улучшить облик города без кардинальных преобразований?

— Ничто не мешает тому, чтобы раскрыть архитектурные ансамбли, расположенные на берегах Волхова. Они буквально заросли зеленью. Такая картина не имеет ничего общего с озеленением города. И именно пространствами вокруг дореволюционного Новгорода восхищались писатели и художники.