Среда, 17 июля 2024

Право выбора

В какой школе учиться детям с ограниченными возможностями здоровья

Поводом для встречи журналистов с руководителем департамента образования и молодежной политики Александром ШИРИНЫМ стало радостное событие. Команда учащихся с ограниченными возможностями завоевала второе место на Всероссийской специальной спартакиаде по мини-футболу, проходившей в Санкт-Петербурге. 10 мая школьники принимали поздравления от Александра Ширина.

Но это — лишь часть масштабной работы по адаптации к обычной жизни детей с ограниченными возможностями. В общеобразовательных организациях Новгородской области таких 8480 (7,9% от общего числа учеников). С 2011 года регион начал активно участвовать в федеральной программе по созданию доступной среды. Из федерального бюджета на эти цели за минувшие годы нам было выделено 53,1 млн. рублей, из областного — 30,8 млн. Деньги пошли на реконструкцию входов в детских садах и школах, установку пандусов, покупку специального оборудования для детей с ограниченными слухом и зрением. Но, как признался Александр Ширин, во многом специалисты работали, опираясь лишь на собственное понимание того, что и как нужно делать. Однако вскоре ситуация изменится.

С 1 сентября 2016 года на территории области начнут действовать государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Правда, распространяться они пока будут лишь на тех, кто пойдет в первый класс.

Что включают в себя новые стандарты? В первую очередь речь идет о программах, специально разработанных для детей с различными видами заболеваний. В них будут четко прописаны условия, необходимые ребятам для учебы. Также появятся новые учебники для первоклассников. Что касается педагогов, до 1 сентября 360 из них пройдут курсы повышения квалификации, чтобы работать с детьми, у которых есть особые потребности.
Разумеется, гладко все выглядит только на бумаге. На деле родители, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, все равно будут сталкиваться с проблемами и принимать непростые решения. Как правило, вопросы начинаются с того, отдавать ли ребенка в обычную или в специализированную школу. Конечно, психолого-медико-педагогическая комиссия даст рекомендации, но окончательное слово — за родителями. К тому же бывает, что специалисты не высказываются однозначно в пользу конкретной формы обучения.

С одной стороны, как отметил Александр Ширин, после школы ребенку в любом случае предстоит вливаться во взрослый мир, искать работу, взаимодействовать с людьми. Обычное учебное заведение подготовит его к социализации гораздо лучше, чем специализированное, которое, как ни крути, изолирует детей с ограниченными возможностями от сверстников. С другой стороны, в обычной школе ребенок может не получить столько внимания, сколько ему нужно: ведь класс занимается в своем ритме. Да к тому же придется поискать школу, готовую принять ребенка с ограниченными возможностями. В Новгороде, к примеру, таких пока 11, в области — 51.

Как бы то ни было, 1 сентября в Новгородской области за парты сядут 165 первоклассников с ограниченными возможностями здоровья. По предварительным данным, около 60 ребят пойдут в обычные школы.

Фото с сайта asi.org.ru