Среда, 17 июля 2024

Цветы зла

Угрюмый, Маткул, их братва и жертвы

Не так давно, но и не долго, торговля курительными смесями у нас процветала. Потом государство пересмотрело подходы, поставив данный бизнес вне закона. Но еще раньше в Новгородской области это сделал криминалитет, добиваясь исполнения своего «закона» своими же незаконными методами.

За что Старорусский районный суд некоторое время назад приговорил группу Шубина и Маматкулова к различным срокам — от трех до двенадцати с половиной лет. Фигуранты, не согласные с наказанием, обжаловали приговор. Однако судебная коллегия по уголовным делам Новгородского областного суда оставила все без изменений.

Мы, нижеподписавшиеся

Оперативникам удалось добыть воровской документ, запрещающий торговлю спайсами в губернии. С подписями. Новгородские положенцы, или смотрящие, решили, что продавать курительные смеси — это плохо. Да что там: категорически нельзя! И кто нарушит запрет, тот ответит. Так сказать, по всей строгости.

— Из этого текста, имеющего силу воровского закона, следовало, что по отношению к нарушителям допускается применение насилия, — рассказывает старший следователь СУ УМВД России по Новгородской области Андрей ИВАНОВ. — Вплоть до физического устранения. Возникает вопрос, почему именно к спайсам возникло такое непримиримое отношение? Никто не думал замахиваться на наркобизнес вообще. Оно как-то не с руки: в российских тюрьмах около 90% контингента сидят за наркотики. А спайсы... Вроде такая же дурь, хоть и послабее. Главное — бизнес бойкий. Почему не подмять?

Кто был закоперщиком криминального законопроекта о запрете на Новгородчине курительных смесей, история умалчивает. Интервью не возьмешь, не спросишь, в чем идея. По-любому наши герои решили на этом заработать.

Острые Луки. И зубья

Зато в рамках конкретного уголовного дела уже можно говорить, кто инициировал «антинаркотическую» деятельность. Это два очень авторитетных человека — Михаил Шубин и Алексей Маматкулов. Широко известные в узких кругах как Угрюмый и Маткул. Шубин являлся смотрящим по Великому Новгороду и данной ему властью поставил своего кореша Маматкулова «править» Старой Руссой.

Тот был достоин такой чести. Во Пскове судим, в Питере. Опять же за вымогательство срок имел. Специалист! Такой не справится с какими-то «спайсерами»? Да легко.

Верил или нет житель Старой Руссы Н. в плохие числа, но 13 декабря 2013 года ему пришлось сесть в чужую «девятку». Путешествие оказалось недолгим, закончившись на пилораме вблизи деревни Острые Луки. Там, говоря бесстрастным языком обвинения, Н. услышал «угрозы применения насилия, выразившиеся в показе работоспособности ленточной пилы». Разъяснили ему, что вот эта самая пила работает не только по дереву. Если надо, то и ногу отпилит. Причем его ногу.

После этого Н. охотно поделился информацией, у кого покупает смеси для перепродажи, и с радостью согласился выплатить компенсацию — 60 тыс. рублей за то, что нарушает воровской закон. Тем же вечером на ту же пилораму для беглого знакомства экстренно доставили гражданина Г.

Ему урок стоил дороже. Пришлось написать расписку на долг в 100 тыс. рублей, а также отдать ключи от своего «Форда». Взамен Г. получил несколько хороших тычков. И «бонус» — удары палкой. Причем не какой попало, а полицейской, ПР-73 называется.

Разумеется, ни Н., ни Г. прежде ничего не слышали о том, что спайсы — это не по понятиям. Но ведь незнание закона не освобождает от ответственности…

Пулей под стол

Шубин и Маматкулов с подручными, не мудрствуя, шерстили «спайсеров» по цепочке. От производственной темы постепенно отошли, завязав с выездами на пилораму. Нарушителей запрета стали даже приглашать в кафе. Само собой, те не имели ровно никакой возможности отказаться от приглашений.

Культурная программа не отличалась разнообразием. У одного из продавцов «цветов» (спайсы — на воровском слэнге) от посещения «Пули» — было в Парфинском районе увеселительное заведение с таким наименованием — остались примерно следующие воспоминания: «перевернулся на спину и хотел закатиться под стол, но и там стали наносить удары по телу и голове».

Показав здоровенный кулак Старой Руссе, Угрюмый и Маткул, вычислили более крупную фигуру в «цветочном бизнесе» — новгородца Дмитрия Симочкина. Казалось, все только начинается. А оно возьми и закончись. «Фигуристый» Симочкин обратился в полицию. Прокол.

— И неожиданный, — продолжает Андрей Иванов. — Ведь расчет был на то, что потерпевшие не станут никуда жаловаться. Обычно вымогатели и берут в оборот тех, кто сам не в ладах с законом или, как говорится, ходит по лезвию. Но официально уголовной ответственности за спайсы еще не было, а отвечать перед уголовниками Симочкин не захотел.

Потом он пожалеет о своей «вспыльчивости»...

Ты, шар бильярдный...

Симочкину, выдернув его из новгородской квартиры, устроили позднюю экскурсию за город. Как вышел в домашних шлепанцах, так и поехал. Правда, сбежать пытался. Смирили пластиковым хомутом, одетым на ноги. Наказали, конечно. И за то, что закон не уважает, и за побег. Кто рукой, кто ногой, кто бильярдным кием.

Противозаконная деятельность Симочкина была оценена в полмиллиона рублей. Осознавая всю тяжесть предъявленного ему обвинения, а также остроту кия, торговец вспомнил, что дома есть 100 тысяч налички.

Действительность превзошла ожидания: там оказалось на 50 тысяч больше. При виде денег Шубин с Маматкуловым смягчились. Симочкину было сказано, что с него достаточно еще столько же. И тогда проблем у него не будет.

Скованные одной цепью

На скамье подсудимых оказались семеро. Кроме главарей, это Владимир Блицен, Андрей Белянкин, Александр Цой, Антон Павлов и Иван Сальников. Должно было быть восемь. В отношении еще одного участника ОПГ дело выделено в отдельное производство.

Дима Свист — это реально особая история. Во-первых, сотрудничал со следствием и, в отличие от подельников, вину свою признал. Тогда как те выставляли себя этакими Робин Гудами — мол, за идею старались, плохих парней приводили в чувство. Во-вторых, перед самым судом этот Дима куда-то «усвистал». Следствие предполагает, что просто испугался. Понял, что и сам, несмотря на чистосердечное признание, может угодить на нары, а на зоне всякое случается. Тем более с теми, кто подводит авторитетных людей.

Большинство из перечисленных персон — с судимостями. Эти парни хорошо знали друг друга. Походы в спортзал, совместный отдых. Иногда семьями. А Шубин с Маматкуловым так даже породнились. Через жен — они родные сестры.

Главный новгородский смотрящий в материалах дела — безработный. Маматкулов — скромный водитель. Зато в подчиненных у них были люди с положением. Блицен с Сальниковым — директора коммерческих фирм. Хорошая крыша! Иван Сальников — так вообще мастер маскировки. Жил на улице Правосудия. Потому что — с юридически образованием.

Дома — диплом, а в багажнике — кий. Юрист-бильярдист и обрабатывал Симочкина спортивным снарядом.

Вредная привычка

Главный потерпевший на суде повел себя странно.

— Он полностью отказался от своих показаний, — говорит Алексей ФРОЛОВИЧЕВ, заместитель Старорусского межрайонного прокурора. — Свое заявление стал объяснять тем, что в полиции на него надавили, заставив написать то, что им было нужно. И он пошел на это, будучи в наркотическом опьянении, не понимая, что делает. Просил освободить порядочных людей, которых оговорил. Словом, в его лице подсудимые, дружно отрицавшие предъявленные им обвинения, позволявшие себе выпады в адрес прокурора, приобрели «адвоката». Конечно, в связи с такой метаморфозой, проводились проверки предыдущих показаний Симочкина, действий сотрудников полиции и т.д. Но в деле были и другие потерпевшие и свидетели. В частности, сожительница Симочкина, имевшая достаточно твердости, чтобы не отказываться от своих слов. На мой взгляд, вина подсудимых доказана полностью.

Метаморфоза Симочкина, скорее всего, объясняется тем, что он и сам угодил в СИЗО, где коротали время до суда Шубин и Ко. А попал он туда из-за вредной привычки. Государство перестроилось, начав карать за продажу спайсов, а Дима не смог. Поэтому и сам теперь сидит. Поэтому теперь он двулик, как Янус: и потерпевший, и обвиняемый…

Вместо эпилога

Упорен в нас порок, раскаянье — притворно;

За все сторицею себе воздать спеша,

Опять путем греха, смеясь, скользит душа,

Слезами трусости омыв свой путь позорный.

Сам Дьявол нас влечет сетями преступленья

И, смело шествуя среди зловонной тьмы,

Мы к Аду близимся, но даже в бездне мы

Без дрожи ужаса хватаем наслажденья…

Шарль Бодлер, «Цветы зла». И скажите, что это не про нас…

Признаки и последствия употребления спайсов

Спайс — курительная наркотическая смесь на основе природных компонентов, обработанных искусственным канабиоидом. Она наиболее популярна среди молодежи и подростков. Вот основные признаки, что человек курит спайсы:

- кожа землистого оттенка, появляются синяки под глазами, снижается вес, наступает истощение. Проявляется склонность к кожной сыпи;

- появление сухого кашля, постоянного желания пить в результате сухости во рту, покраснения глаз. Может краснеть всё лицо, что является отличительной чертой потребителей курительных смесей и марихуаны. Повышенный аппетит, который сменяется полной его потерей;

- повышенная тревожность может вызвать желание куда-то бежать, а разнообразные галлюцинации приводят к тому, что довольно часто человек впадает в паническое состояние и пытается покончить с собой;

- речь становится затянутой, медлительной, с частыми паузами. Координация движений нарушается, а при сильном наркотическом трансе наблюдается застывание на месте или хождение по определенной траектории;

- на прямой вопрос об употреблении спайса чаще всего возникает очень негативная и агрессивная реакция.

Условно под спайсом понимают синтетический аналог марихуаны, но вред от него гораздо больший, нежели от конопли или гашиша. Кроме того, сбой центральной нервной системы от приёма спайса наступает значительно раньше, чем от марихуаны. Когда человек начинает принимать спайс, последствия употребления в первую очередь отражаются как раз на ЦНС. Любители покурить спайс часто попадают в психиатрическую больницу, так как наркотик обостряет течение подобных заболеваний и даже провоцирует их. Кроме того, спайсы отравляют кровь, загрязняют лёгкие и печень. Капилляры при этом резко сужаются, и кровеносная система не в силах обеспечить мозг необходимым количеством кислорода. А без него все клетки погибают, наступает гипоксия мозга.

Фото из открытых источников