Среда, 17 июля 2024

Под знаком импортозамещения

Как мы продвигаем регион под брендом «Великий Новгород — Родина России» рассуждает Евгений РОДИОНОВ, председатель комитета по туризму Новгородской области

В последние годы активному росту внутреннего и въездного туризма в России способствовали преимущественно внешние факторы: колебания курсов валют, закрытие ключевых рынков выездного туризма, экономический кризис. Эти причины повлияли как на перераспределение туристских потоков между направлениями, так и на маркетинговую составляющую.

Что это значит? Сегодня, когда большая часть выездного потока переориентируется на внутренний рынок, внутри страны усиливается конкуренция со стороны регионов за туриста. Понятно, что пока ещё наш внутренний рынок не успевает за значительно возросшими потоками по объёмам и качеству услуг. Но туристы всё равно едут отдыхать в то место, которое знают и где могут получить требуемый продукт. Поэтому наравне с внешними факторами сейчас значительно возрастает роль региональных и муниципальных туристских администраций, а также операторов в формировании нового продукта, продвижении туристского потенциала, повышении качества обслуживания, развитии гостевой и сопутствующей инфраструктуры. Главное, чтобы пресловутое импортозамещение в туризме было не только инициативой сверху, но поддерживалось и реализовывалось конкретными предприятиями отрасли.

Хочу отметить, что операторы нашего региона стараются: новые маршруты предлагают, причем они все больше захватывают районы, улучшают сервис, совершенствуют технологии привлечения гостей. Но пока, как показывает анализ туристских и экскурсионных потоков, однодневные гости по-прежнему превалируют, обеспечивая 75,5% валового показателя посетителей Новгородской области.

Средняя наполняемость гостиниц в регионе составляет порядка 40—45%. Правда, на протяжении года эта загрузка неравномерна: в высокий сезон гостиничных мест часто не хватает, в низкий же отели используют любые маркетинговые средства для того, что привлечь и задержать клиентов. Большим спросом сейчас пользуются экономичные варианты размещения: базы отдыха, коттеджи, сельские гостевые дома.

Безусловно, чтобы туристы приезжали, необходимо рекламировать возможности региона. У нас под эту задачу выделяются бюджетные средства. Помимо этого налажено взаимодействие власти с бизнесом, ведь только объединяя усилия различных участников рынка, можно добиться общего эффекта. Кроме этого, уже много лет мы продвигаем региональный туристский продукт под брендом «Великий Новгород — Родина России». Сегодня общая маркетинговая концепция нашего региона нацелена на продвижение продуктов, сформированных в рамках этого бренда. Хотя думаем и о развитии иной продуктовой линейки, о новых направлениях туризма в муниципальных районах.

Замечу, что в вопросах развития туризма необходимо соблюдать баланс между рекламированием и развитием инфраструктуры. Можно потратить большое количество финансовых средств на рекламу везде и всюду и не получить должного эффекта, а можно точечно продвигать возможности региона в сфере туризма и отдыха, опираясь на приоритетные направления, конкретные целевые группы, сегменты туристского рынка и поступательно наращивать въездной поток на 5—7% ежегодно.

Это — с одной стороны. А с другой — важно соотносить инфраструктурные возможности региона по приёму гостей, развивать номерной фонд, сферу обслуживания, транспортную сеть. Чтобы потом можно было справиться с наплывом туристов: подобная ситуация в этом году происходит на курортах Краснодарского края и в Крыму. Также стоит помнить о факторе сезонности: грамотное рекламирование должно способствовать сглаживанию этого фактора, равномерному распределению туристских потоков в течение года.

На сегодняшний день реклама туристских возможностей региона осуществляется силами департамента культуры и туризма, администрации Великого Новгорода, центра «Красная Изба». Ежегодно составляется план продвижения, организуется участие представителей отрасли в российских и зарубежных туристских выставках, проводятся информационные туры, PR-мероприятия. На девяти языках работает портал «Великий Новгород для туриста». Активно внедряются на региональном туристском рынке новые информационные технологии.