Среда, 17 июля 2024

В транспортных сетях

О проблеме, от которой не уйти и тем более не уехать рассуждает Дмитрий НАСОНОВ, генеральный директор АО «Институт «Новгородстройпроект»  

«Наши люди в булочную на такси не ездят»... Помните фразу управдома из популярной кинокомедии «Бриллиантовая рука»? Так вот, это было не так плохо, когда наши люди предпочитали общественный транспорт.
С конца ХХ века мы переживаем быстрый рост автомобилизации населения. Нам стало значительно теснее. Плюс издержки в экологии. Плюс конфликт интересов. Владельцы авто качают права по поводу неразвитости дорожной сети и низкого качества ее покрытия. Те, у кого машины нет, недовольны автозахватом городской среды. Власти пытаются угодить и тем, и другим, что ложится бременем на государственную и местную казну.
В США сейчас на тысячу жителей приходится 800 автомобилей, у нас — пока 300. Американцы построили достаточное количество дорог, развязок, стоянок, парковок, АЗС, СТО и т.п. Они ездят на крупных машинах. Не выходя из салона, кушают свой фастфуд, смотрят кино. Автомобиль для них — часть жизненного пространства, даже член семьи.

Что делать нам? Застроить город новыми магистралями, многоуровневыми развязками? Что останется от Господина Великого Новгорода? Страшно представить!

А может, мы изменим свое отношение к автомобилю, как это сделано в Скандинавии, в других европейских странах? Там ограничено использование индивидуальных автомобилей для повседневной езды по городу. При одновременном развитии общественного транспорта, пешеходных зон. В некоторых городах Европы, где доходы у людей в 5—10 раз выше, чем у среднестатистического россиянина, для повседневных поездок массово пользуются велосипедами. Признаем же, что это и есть наилучший путь разгрузки городской территории! Езда по всевозможным «булочным» на личном авто должна стать экономически невыгодной, признаком нелояльности к среде и людям. Я бы даже сказал — дурным тоном.

Невозможно все решить в короткое время. Если мы примем для себя образ будущего, в котором наша мобильность зависит от общественного транспорта, велосипедов, электросамокатов и другой чудо-техники, это станет отправной точкой, чтобы изменить само наше отношение к месту обитания. Переделав себя, переделаем то, что нас окружает.

При этом устранение недостатков транспортной схемы, улично-дорожной сети (особенно за пределами центра) остается в повестке дня. И стоянки, и дворы тоже надо приводить в порядок. Мы же не собираемся отказываться от автомобилей. Их неизбежно станет еще больше. Но мы все-таки мечтаем о городе, в котором нам будет комфортно. Что нужно сделать для этого? Выскажу свое личное мнение.

Во-первых, нужно определиться с городскими магистралями — въезд в город и выезд из него, сообщения между микрорайонами. Магистрали должны соответствовать нормативам и иметь дублирующие маршруты.

Во-вторых, должно быть достаточное количество мостов через Волхов с расстоянием между ними около километра. Исходя из этого условия, кроме Деревяницкого моста, городу нужен еще один, который можно построить в створе улиц Студенческая — Великая. Как и предусматривалось генпланом. Мост в районе Мячинских озер будет необходим в случае застройки примыкающей территории. При этом не надо заблуждаться относительно опор железнодорожного моста, строительство которого было начато еще до революции. Их, скорее всего, придется разобрать.

Вообще, надо строго следовать генплану, это хотя бы избавит нас от новых градостроительных ошибок, исправлять которые всегда трудно и дорого. Кроме всего прочего, нужны современные многоуровневые паркинги. Как замена нашим ужасным гаражным комплексам. Без них, без хаотичной промышленной застройки мы сможем закладывать парки, зоны отдыха и развлечений. К сожалению, в Великом Новгороде, кроме Кремлевского парка, таких мест для прогулок и активного отдыха нет.

Нельзя жить одним днем. Наш город мы должны застраивать так, чтобы то, что мы строим сегодня, имело такую же цену у наших потомков, какую для нас самих имеют древние новгородские храмы и архитектурные комплексы, которыми мы так гордимся.