Среда, 17 июля 2024

Зелёное или розовое?

Людмила ДАНИЛКИНА, редактор газеты «Новгородские ведомости» утверждает, что вокруг да около ОСАГО вновь кипят страсти

Пришло время менять полис ОСАГО. В страховой компании меня приняли любезно и оформили очередной (еще на год) документ обязательной автогражданской ответственности, но на старом бланке (зеленого цвета). Я им, мол, ребята, а где обещанные с 1 июля новые розовые листы с высокой степенью защиты от подделок? А они разводят руками: не хватает в стране такой бланочной продукции, далеко не во все региональные филиалы страховых компаний она поступила. Но успокоили заверением, что зеленые по-прежнему в ходу, так что мне не стоит опасаться сотрудников ГИБДД на дороге.

Ну, это как сказать! Знакомый оформил электронный полис ОСАГО (предполагается, что в 2017 году Россия полностью перейдет на такой формат, а пока лишь избранные страховщики предлагают такую услугу). Но зная общероссийское безобразие в обращении с документами, предусмотрительно распечатал бумажный вариант.

Не помогло! Сотрудники ГИБДД выписали протокол, что он ездит с поддельным документом — в единой российской базе данных его полиса не оказалось. Как выяснилось, сведения эти по какой-то причине заплутали в Сети и были загружены на нужный портал позднее, чем приятеля остановил жезл инспектора. Ситуацию он разрулил и деньги уплаченного штрафа вернул. Но время и нервы...

К чему это я все? Страховщики снова поднимают информационную волну, что на действующих условиях ОСАГО убыточно. Предлагают штраф за езду без полиса или за поддельный полис поднять с 800 до 8000 рублей (к слову, это средняя стоимость полиса ОСАГО в новгородском филиале «Росгосстраха»). А еще просят ввести дополнительный повышающий коэффициент при расчете цены автогражданки для злостных нарушителей ПДД. Кроме того, вновь пошли разговоры о повышении тарифов на ОСАГО по регионам (не далее как в апреле 2014-го они были увеличены на 40%)...

Вот и сотрудники трех новгородских страховых компаний, с которыми я общалась на заданную тему, тоже пытались меня убедить, что автогражданка убыточна. И что их компании держатся на плаву исключительно за счет прочих видов страхования. На мое замечание, что, по данным Российского Союза автостраховщиков (РСА), за первое полугодие 2016 года страховщики по ОСАГО чистой прибыли получили 40 млрд. рублей, отвечают, что затраты тоже велики, что ДТП меньше не становится, а следовательно, и выплаты автовладельцам. Что куда прибыльнее страховать недвижимое имущество — происшествия в жилых помещениях случаются редко, а платят владельцы регулярно. И тут же предложили мне застраховать мою квартирную ответственность — вдруг случайно залью соседей снизу...

Регулярно просматриваю новости, касающиеся ОСАГО. И складывается ощущение, что обстановка страховщиками нагнетается намеренно. Отчасти действия самих компаний подталкивают народ обходить правила — навязывание допуслуг к

ОСАГО только увеличило число тех, кто ездит вообще без полисов или пользуется подделкой. И большой вопрос, станет ли нарушителей меньше, если штраф за это в 10 раз увеличить? Ведь в небольших районах, где все друг друга знают, сотруднику ГИБДД, возможно, и нет никакого дела до того, наличествует ли у его соседа, который ездит аккуратно, старясь не нарушать, полис ОСАГО или нет.

К слову, на днях появилась информация о подготовленных Минфином России поправках к Закону об ОСАГО. Они включают повышающий коэффициент цены полиса для нарушителей ПДД. Еще предлагается из формулы расчета изъять мощностной (двигателя) коэффициент. Возможно, что владельцы новых машин, которым не нужно проходить техосмотр каждый год, смогут купить полис сразу на несколько лет.

Также проектом предполагается лимит возмещения ущерба при оформлении ДТП по европротоколу увеличить с 50 000 до 100 000 рублей. И ответственность за некачественный ремонт машины в сервисе возложить на страховщиков.

В Госдуме РФ законопроект Минфина будут рассматривать осенью, и страховщики, разумеется, станут настаивать на исключении неудобных им пунктов (за качество ремонта они напрямую отвечать не хотят, как и больше платить по европротоколу, в штыки воспринимают и идею многолетнего полиса).

И пока можно только гадать, что в итоге получат автовладельцы...