Среда, 17 июля 2024

Базис и надстройка

Новгородские участники об итогах Всероссийского совещания педагогических работников 

Татьяна АЛЕКСЕЕВА, председатель общественного совета при департаменте образования и молодежной политики:

— В этом году заключительному пленарному заседанию, на котором была оглашена резолюция, предшествовала только работа тематических секций. И, к сожалению, не была дана общая по стране оценка текущей ситуации в образовании. А жаль, потому как конкретные мнения в ходе обсуждения на площадках звучали, а вот обобщения не было.

Для меня важно, что в правительстве страны готовы обсуждать вопросы по системе оплаты труда педагогов. Сейчас заработная плата специалистов отрасли складывается из базового оклада и стимулирующих надбавок, которые даются работнику за хороший результат промежуточной или итоговой аттестации учащихся, за победы детей в олимпиадах или конкурсах, за совместную с ребятами проектную деятельность, за собственные победы в профессиональных состязаниях... И в принципе, учителя за счет надбавок ежемесячно получают приличные суммы.

Но по закону неизменным является базовый оклад, а надбавки могут, в зависимости от бюджета учреждения, меняться — как в сторону увеличения, так и уменьшения. Педагогическое сообщество давно уже говорит о необходимости увеличения именно окладов. Ведь почему молодых специалистов сложно удержать в детском саду, школе, колледже? Они в первые годы работы еще не могут похвастать достижениями, за которые положены стимулирующие выплаты, а на голый оклад не проживешь.

Образовательные учреждения нашего региона ввели специальную надбавку начинающим педагогам. Но ведь, как я уже сказала, стимулирующий фонд, который получает заведение, может сократиться, что автоматически повлечет и уменьшение выплат специалистам.

По последней информации, средний размер оплаты труда учителей в школах нашей области — 26 166 рублей. Но с 1 сентября он чуть упадет — до 25 852 рублей. В детских садах в среднем получают 26 тыс. рублей, будут — на 500 рублей меньше. При этом средний базовый оклад — всего лишь около 7000 рублей.

Сегодня ни для кого не секрет, что мало кто из школьных педагогов трудится на одну ставку, то есть 18 часов в неделю. Средняя по региону нагрузка — 27 часов. Хотя из моего практического опыта скажу, что оптимально — не более 24-х.

Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в правительстве готовы принять ту схему оплаты труда, которая устроит педагогов. Однозначно, нужно увеличивать базовую часть. До какого уровня? Многие сходятся на том, что если в регионе средняя зарплата специалистов образования — 25—26 тысяч рублей, то оклад должен быть 20 тысяч, остальное — стимулирующие надбавки.

Ирина ШАНАЕВА, директор средней общеобразовательной школы № 2 Великого Новгорода: 

— На совещании я как руководитель учреждения приняла участие в работе секции по снижению бюрократической нагрузки. О данной проблеме педагоги трубят на всех уровнях: нет спаса от бесчисленных запросов и отчетов. Мы настаиваем, чтобы проверяющим нашу деятельность структурам запретили требовать от учебных заведений документы в бумажном варианте, если они представлены в электронном на наших сайтах. Необходимо синхронизировать в единую систему различные компьютерные программы, которыми пользуются в ведомствах и которые рассылают образовательным организациям для заполнения. И нам приходится каждый раз вручную разносить одни и те же данные в отличающиеся друг от друга таблицы. Мартышкин труд получается...

Кроме того, в ходе совещания активно обсуждали профессиональный стандарт педагога. Вообще, внедрение его планировалось раньше, но, как признаются разработчики, нужно повременить: не готовы на местах его принять и начать по нему жить. Речь идет о наборе компетенций, навыков, которыми в обязательном порядке должен обладать учитель. Но если учесть, что во многих общеобразовательных заведениях страны больше половины педагогов старше 50 лет, понятно, что далеко не все из них готовы к быстрым переменам. А профстандарт напрямую влияет на оплату труда, то есть по сути директор может, сославшись на несоответствие учителя требованиям стандарта, снять надбавки. Де-юре он будет прав, а де-факто — не всегда. И я согласна, что с введением профессионального стандарта не нужно спешить.