Среда, 17 июля 2024

Дополнение к теории относительности

Школа разрастается: в планах — новая пристройка

Качество обучения зависит не от географических координат, а от системы отсчёта и скорости движения тел

В настоящее время в Мошенском районе три средних школы. Та, что в поселке, — лучшая по всем показателям. Обучаются в ней у 47 педагогов 470 ребят. Штат укомплектован, и никто из учителей не собирается менять место работы. По их словам, в учреждении созданы все условия для профессиональной и творческой реализации специалистов и детей, намечено много образовательных проектов...

Привлечь внимание

С директором школы Аллой АНИШИНОЙ мы познакомились по телефону несколько лет назад. Для статьи о преподавании физики в учебных заведениях районов я тогда собирала информацию. Выбрав наугад мошенскую школу, предполагала услышать примерно то, что говорили в других школах: про кадровые проблемы, нехватку денег. И была удивлена: Алла Михайловна сообщила, что все необходимое для ведения занятий имеется, физик с большим стажем работы тоже. А у детей интерес к предмету растет, и успеваемость улучшается.

Потом мы еще несколько раз общались по телефону. И каждый раз ситуация в этой школе кардинально отличалась от среднеобластной. Естественно, появилось желание все увидеть собственными глазами.

И вот мы идем по зданию школы...

— Это типовая постройка 1975 года, которая долгое время капитально не ремонтировалась. Но в последние годы мы серьезно взялись: вставляем новые рамы, привели в порядок входную зону, спортзал, меняем электропроводку, отремонтировали столовую и пищеблок, оснащаем мультимедийным оборудованием классы, — начинает разговор директор школы. — Бюджетных средств на все, конечно, не хватает. Но выход есть: во-первых, это участие в федеральных и региональных программах; во-вторых, привлечение спонсоров.

Что касается спонсоров, школе повезло. Один из выпускников, занимающий высокий пост в крупной нефтегазовой компании, вот уже шесть лет помогает своему учебному заведению. А началось все как раз с кабинета физики — с полного его переоборудования.

— В этом году бюджетных средств школа получила 50 тысяч рублей. Они пошли на замену электропроводки. А от компании-спонсора — более миллиона рублей, на которые мы отремонтировали актовый зал, оградили забором территорию, привели в порядок три кабинета начальной школы — делали все от потолка до пола — и специальные ростовые парты и стулья для ребятишек закупили, — перечисляет Алла Михайловна.

К разговору присоединилась председатель районного комитета образования Татьяна ИСАКОВА. По ее словам, доверительные отношения между нефтяной компанией и школой далеко не сразу возникли:

— Когда встал вопрос о кабинете физики, эксперты фирмы досконально проверяли смету, следили за ходом работ — кто делает и как, какую краску закупили, хорошо ли на стены положили. А после окончания переоборудования помещения еще изучали наши ответы. И только когда поняли, что ни копейки выделенных денег зря не потрачено, стали доверять. И сейчас все совместные проекты компания оценивает и корректирует.

Казалось бы, чего еще нужно мошенской школе? Но это Анишину не устраивает. Она с учителями ежегодно несколько программ на получение грантов разрабатывает. Вот сейчас педагоги составляют заявку на федеральный конкурс по патриотическому воспитанию. В этом году в учреждении появился музей, организован ученический поисковый отряд, и есть планы, для реализации которых нужно около 700 тыс. рублей.

А в начале октября директор отправится в столицу на деловой прием учителей, который проводит московская Ассоциация предпринимателей.

— Это не закрытый клуб для избранных. Участником форума может стать любой педагог и руководитель образовательного учреждения страны, — поясняет Анишина. — Каждому предоставляется возможность рассказать о своих проектах и идеях. Что я и делаю, получая одобрение и финансовую поддержку.

Так, есть предварительная договоренность, что на спонсорские средства будет разработан проект пристройки к школе, где должны будут разместиться новые классы. Администрация района возьмет на себя вопросы с выделением и оформлением разрешительных документов на участок и подведение коммуникаций.

Средняя наполняемость классов — 25 человек

Под лежачий камень

По мнению Татьяны Исаковой, в масштабах страны есть масса возможностей для учебных заведений заявить о себе и получить дополнительное финансирование. Но далеко не все руководители их используют:

— Приведу пример. С подачи наших педагогов район на условиях софинансирования участвует в федеральном проекте по созданию условий для занятий физкультурой и спортом в учебных заведениях. В прошлом году здесь удалось привести в порядок спортзал начального звена, оборудовать открытую тренажерную площадку и полосу препятствий. Нынче более миллиона рублей разделены между двумя другими школами. А если кто-то не участвует в таких программах, о чем это говорит? О том, что не заинтересованы или не любопытны. Есть директора школ, которые сидят сложа руки и ждут, что все их проблемы решит власть или спонсор вдруг сам найдется...

Может сложиться впечатление, что в образовании в районе вообще нет проблем. Это не так. Председатель профильного комитета говорит о трудностях с сопровождением детей к месту учебы на школьных автобусах:

— В районе осталось три школы. Удаленность друг от друга большая, как и количество маршрутов, по которым колесят школьные автобусы, — каждый день около 100 учащихся мошенской школы ездят на занятия и домой. На федеральном уровне подумали о транспорте, о ГСМ, зарплате водителей, но почему-то забыли о времени педагогов, сопровождающих учащихся в этих поездках. У нас есть рейсы протяженностью 30 километров в одну сторону. Руководителям школ предлагается оплачивать труд учителей, сопровождающих детей, из стимулирующего фонда учреждения. Мы же полагаем, что нужно потраченное специалистами время включать в базовый тариф оклада. Но пока это предложение не прошло на региональном уровне. И приходится директорам школ часто вместо денег давать педагогам дополнительные дни к отпуску или отгулы.

Ощущается в учебных заведениях района и нехватка молодых кадров. Сейчас всего девять специалистов моложе 35 лет трудятся в учреждениях. Татьяна Исакова говорит, что как минимум еще столько же нужно будет в ближайшие годы.

— Заработная плата в школах зависит от нагрузки, а она в среднем составляет 27 часов в неделю и зависит от количества детей в классах, стажа, категории, профессиональных достижений и успехов учащихся, — объясняет Татьяна Евстафьевна. — В мошенской школе опытные учителя получают порядка 20—22 тысяч рублей, а начинающие — всего 11—14 тысяч. Отрадно, что в последние годы довольно много выпускников поступают в вузы на педагогическое направление. Но встает вопрос: чем их привлечь на работу? На будущий год мы ожидаем пополнения, и спонсоры готовы купить две квартиры для дипломированных специалистов.
Правда, предполагается, что жилье будет служебным. По условиям контракта ребятам предложат отработать определенное количество лет. Но это, по мнению Исаковой, не должно отпугнуть будущих сотрудников.

Карьерный рост

Юлия ГАЗЗИНА трудится в мошенской школе шестой год. В вузе она изучала английский, немецкий и испанский:

— Я из учительской семьи: бабушка, мама, тети и даже муж с педагогическим образованием. После диплома был выбор, куда пойти работать. Но в Мошенском нам с супругом предложили стать участниками областной жилищной программы для тех, кто живет и трудится на селе. Мы согласились и сейчас живем в своем доме.

Юлия Александровна в школе преподает английский язык. Но не прочь организовать факультатив по немецкому. Правда, говорит, старшеклассников сложно вторым иностранным увлечь, поскольку они нацелены на подготовку к ЕГЭ, а введенная в прошлом году разговорная часть экзамена по языку заставляет волноваться:

— У многих ребят присутствует языковой барьер — читают, переводят хорошо, а вот просто беседовать побаиваются. И моя задача как предметника — разговорить их, сделав общение на английском привычным.

По условиям участия в областной жилищной программе Газзина, как работник бюджетной сферы, должна отработать в школе пять лет. Контракт скоро закончится, но увольняться она не намерена, потому как работа нравится, ученики радуют, коллектив в школе дружный и неугомонный.

Мошенской район

Фото Людмилы Данилкиной