Пятница, 10 января 2025

За двумя зайцами

Редактор газеты «Новгородские ведомости» Людмила ДАНИЛКИНА задалась вопросом: " Почему, если пенсия есть, так её сразу нет?"

Эх, какие все же неугомонные чиновники сидят в Минфине! Что ни месяц — новые пенсионные новеллы!

Так, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что с 2018 года планируется запустить новую накопительную пенсионную систему. Если сейчас россияне 1967 года рождения и моложе могут выбрать вариант: направлять все пенсионные отчисления со своего заработка (за сотрудников это в обязательном порядке делают работодатели) только на страховую часть или еще и на накопительную, то через два года нам предложат — разумеется, добровольно — копить дополнительные суммы на старость.

Правда, господа реформаторы признают, что предлагаемая ими система принципиально ничем не отличается от банковского депозита: гражданин вложил средства, гражданин вправе их требовать назад с процентами. Но преимуществом считают то, что люди в любой момент времени могут решить, в каком размере участвовать в программе и участвовать ли вообще.

При этом, по прогнозам того же Минфина, около 60% работающих россиян откажутся от добровольных взносов из-за слишком низкой зарплаты! То есть получается, что новая модель нацелена на группы населения с доходом выше среднего.

Эксперты предложенную схему называют провалом усилий властей модернизировать систему социального обеспечения. Ведь нагрузка на бюджет, связанная с поддержкой стареющего населения России, продолжит расти. Кроме того, новая концепция ослабит базу для долгосрочных инвестиций.

К слову, об инвестициях. Такое ощущение, что не все федеральные чиновники в них заинтересованы (по крайней мере, в части пенсионных денег), иначе как объяснить еще одно предложение: в 2017 году лишь частично разморозить накопительную часть пенсий. Напомню, она заморожена с 2014 года, и средствами сейчас распоряжается государство по своему усмотрению. Финансисты мечутся: с одной стороны — заморозка накопительной части пока позволяет латать дыры в бюджете ПФР (в 2016 году экономия федерального бюджета от моратория составила 342 млрд. рублей, из которых был сформирован антикризисный президентский резерв), а с другой стороны — пока накопления граждан не переводятся управляющим компаниям, деньги выгодно не вкладываются на фондовых рынках или в реальный сектор экономики. А это сейчас очень нужно стране: глава Банка России Эльвира Набиуллина говорит, что темпы роста экономики в 2016 году останутся на уровне минус 1%, а подъем экономики предположительно начнется лишь к концу следующего года.

Но и это еще не все. В кабинетах Минфина возникли и другие идеи: не платить пенсии работающим пенсионерам, чей доход превышает 500 тыс. рублей в год или чуть больше 40 тыс. рублей в месяц (таковых в России — более 2 млн. человек)! Напомню, несколькими месяцами ранее звучал более мягкий вариант: отменить пенсии для людей с доходом 1 млн. рублей в год или чуть больше 80 тыс. в месяц. По расчетам Минфина, такая мера должна была бы затронуть порядка 100 тыс. россиян и сэкономить бюджету около 150 млрд. рублей в год.

А кроме того, ведомство Антона Силуанова предлагает отменить фиксированную выплату пенсионерам (сейчас эта часть страховой пенсии равна 4560 рублям и выплачивается вне зависимости от стажа и пенсионных баллов), которые зарабатывают в 2,5 раза больше прожиточного минимума. В настоящее время 2,5 прожиточного среднероссийского минимума составляет около 22 тыс. руб. Получается, что под раздачу попадёт большинство работающих пенсионеров.

Все вышеперечисленные предложения по изменению пенсионного механизма были обнародованы в сентябре. Предположу, что это не случайно, ибо нужно верстать бюджет на следующий год. А средств на социальные обязательства недостаточно.

Экономическая ситуация сложная. И социальный блок правительства России, и финансовый ищут выход. Но не факт, что покажется свет в конце тоннеля, если манипулировать пенсионными деньгами. Складывается впечатление, что кабмин собирается в погоню сразу за двумя зайцами: как бы так сделать, чтобы пенсии платить, но по минимуму. И при этом — убедить граждан, что это делается для их же пользы.

Но, как известно, такая погоня победой не заканчивается...