Пятница, 10 января 2025

ЦВОП! И закрылся!

Отделение общей практики располагается в здании бывшей лычковской больницы

Что центру хорошо, то больнице не по средствам

Центр врачей общей практики был торжественно открыт в поселке Лычково в 2002 году. Этот ЦВОП стал 39-м подобным медицинским заведением в Новгородской области. На ремонт помещений и оснащение оборудованием ушло около 4 млн. бюджетных рублей. В учреждении имелись кабинеты врача и фельдшера, процедурный, прививочный и стоматологический, лаборатория и даже дневной стационар на пять коек. И центр заработал, обслуживая более 1500 человек, живущих в Лычкове и близлежащих населенных пунктах.

Но время шло, принося преобразования в здравоохранение. На сегодняшний момент в Лычкове уже нет ЦВОПа: есть отделение общей практики Демянской ЦРБ. И все бы ничего, но «благодаря реформам» (или оптимизации?) специалисты стали увольняться. Дневной стационар не работает, также и лаборатория. Да и вообще дальнейшая судьба ООПа под вопросом...

В район не наездишься

Редакционная машина остановилась у магазина, чтобы у местных жителей узнать дорогу. «Вы, наверное, по поводу работы нашей больницы приехали? — поинтересовались люди. — Говорят, что ее скоро совсем закроют, и придется нам каждый раз в Демянск кататься, а это — 40 километров, билет на автобус — 150 рублей в один конец. Не наездишься!».

Объяснила ситуацию Татьяна БОГДАНОВА, врач ООПа, которое местные жители по привычке именуют больницей:

— В 2014 году наш центр получил статус отделения общей практики ЦРБ, и мы автоматически лишились дневного стационара, тогда же уволились фельдшер и медсестра. Стало труднее работать, но дело мы делали. А этим летом всех работников районной больницы уведомили об изменениях условий труда и оплаты. После предложенных вариантов подают заявление об уходе еще несколько специалистов нашего подразделения. В настоящее время нет медсестры на приеме, процедурной и в лаборатории. Не исключено, что и я оставлю службу.

По словам Татьяны Михайловны, администрация ЦРБ перевела кого-то из работников отделения на 0,75 ставки, а кого и на 0,5, мотивируя это тем, что лычковское подразделение не справляется с планом по обслуживанию пациентов. Возможно, с показателями в Лычкове и не все в порядке, но хочется заметить: они точно не улучшатся, если все медики уволятся, потому как их и без того невысокая зарплата уменьшилась еще на 3000—5000 рублей.

В настоящее время Богданова выезжает по вызовам, выполняет обязанности фельдшера, одна работает на приеме больных и, как говорит, просто не успевает вести еще и электронные карты пациентов (прежде это делала медсестра). К тому же ей еще приходится и самолично прививки детям из детского сада и школы делать...

Татьяна Богданова сейчас одна ведёт приём больных

Строго по плану

В администрации ЦРБ признают: ситуация сложная. Но!

— Деятельность любого государственного лечебного учреждения оценивается по выполнению плановых показателей, — объясняет «НВ» нюансы политики в сфере здравоохранения и.о. главного врача Борис СОКОЛОВ. — У нас стационар на 100% справляется с задачами, а вот поликлиническая служба, к которой относятся и отделения общей практики, а их в районе два, второй в Кневицах, — всего на 75%. Департамент здравоохранения, а ЦРБ — областное учреждение, провел анализ и, исходя из численности пациентов и соотношения персонала и пациентов, принял решение о сокращении с 1 сентября фонда заработной платы Демянской ЦРБ. Мы, чтобы не увольнять людей, пошли по пути их перевода с полной ставки на меньшую, снижения надбавок за стаж, ночные дежурства, сверхурочные часы. Изменения условий труда и оплаты затронули всех без исключения работников больницы.

По словам Соколова, среднемесячный заработок врачей до уменьшения составлял порядка 50 тыс. рублей (сейчас — 40 тыс.), среднего медицинского персонала — примерно 22 тыс. рублей (с сентября — 18 тыс.).

— Не верите, что в районной больнице специалисты могут так много получать? А у нас почти все на несколько ставок трудятся, — раскрывает тайны формирования заработной платы своих подчиненных главврач. — Тем более что и возможность подзаработать есть, так как не хватает кадров.

По заверению Соколова, после произошедших в сентябре изменений в подразделениях ЦРБ, за исключением одного сельского, все специалисты продолжают трудиться на своих местах. Почему же тогда случился массовый исход в Лычкове? Там медсестрам, большинство которых на пенсии, нет необходимости трудиться на несколько ставок, но и получать в месяц 5000—6000 рублей на руки (после уменьшения зарплат) тоже не хотят.

Экономически невыгодно

Борис Соколов не скрывает: подобные лычковскому центры экономически невыгодны:

— Сейчас по штатному расписанию числятся в одном ООПе семь человек, в другом — девять. При этом количество приписного населения снижается в среднем по району за год на 6%. Так, в 2014-м было 13 тыс. жителей в Демянском районе, сейчас — 11 тыс. человек. И потому нецелесообразно содержать подобные медицинские учреждения. Оптимальный вариант — это врач и медсестра, которые будут вести прием, и на полставки — уборщица. Плюс периодические выезды в поселки узких специалистов из Демянска, а в вечернее и ночное время — скорой помощи.

По мнению экспертов, для больных из сел, имеющих хронические заболевания, которым необходимо несколько раз в год проходить лечение в стационарных условиях, палочкой-выручалочкой могли бы стать койки сестринского ухода в больницах. Но в Демянском районе и они с финансовой точки зрения неэффективны. Соколов заверяет, что затрат на их работу будет значительно больше, чем ЦРБ получит по ОМС за обслуженных пациентов.

Но при этом, рассуждая о плановых показателях, по которым оценивается работа лечебного учреждения, главный врач говорит, что выполнение задач поликлинической службой напрямую связано с наличием врачей разных профилей. Пациенты и ходили бы на приемы, но не к кому.

Так, заведующий терапевтическим отделением стационара ведет прием амбулаторных больных и за эндокринолога работает, больничный анестезиолог еще и функции терапевта в поликлинике исполняет, заведующий родильным отделением заодно гинекологом трудится и врачом УЗИ. Не хватает педиатров. А уж про узких специалистов и говорить нечего. Всего в ЦРБ сейчас работают 13 докторов при потребности в 31, медсестер должно быть 113, в реальности — 96...

— Мы несколько лет уже подаем заявки на педиатра и терапевта. Выпускники вузов не соглашаются. Их даже подъемные в полтора миллиона рублей — по федеральной целевой программе, из областного и районного бюджетов — не прельщают. И основная причина в том, что муниципалитет не развивается экономически, а значит, для молодых нет перспектив, — рассуждает Борис Соколов. — Но руки мы не опускаем, продолжаем искать кадры. В 2017-м закончат медицинские вузы несколько демянских ребят, которые поступали по целевым от ЦРБ направлениям. По закону обязать их вернуться работать мы не можем, но предварительно они дали согласие при условии, что им предоставят жилье. И профильный департамент готов изыскать деньги на покупку квартиры в Демянске.

* * *

Когда верстался номер, стало известно, что администрации ЦРБ удалось уговорить вернуться на работу одну из уволившихся из лычковского ООПа медсестер. Обещали периодически из Кневиц присылать фельдшера. Но если оставит службу врач общей практики, заменить его будет некем...

Демянский район

Фото Александра Шпилева