Среда, 17 июля 2024

Человечек новой формации

Новгородские детсады стали стажировочной площадкой для воспитателей из нескольких регионов

У детсадовца есть свой гранит науки. И он его тоже грызёт. Но всё дело, в какой обстановке он должен это делать. На этот вопрос и отвечает федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО). Он, к слову, уже внедряется во всех дошкольных учреждениях России. ФГОС предусматривает необходимость создания условий, при которых каждый ребенок сможет проявить свои способности.

Как это происходит в новгородских детских садах? На прошлой неделе в Великом Новгороде прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы теории и практики дошкольного образования. Грани вдохновения». В ней приняли участие заведующие и преподаватели кафедр, методисты Центров и отделов образования, старшие воспитатели дошкольных учреждений из Архангельска, Вологды, Волгограда, Екатеринбурга, Томска, Москвы и других городов страны.

В рамках конференции состоялись занятия в детских садах в Боровичах, в Чудове, а также в областном центре. Так, в Великом Новгороде гостей принимали педагоги дошкольного отделения «Комплекса «Гармония». По словам его руководителя Елены ШАНИНОЙ, с введением ФГОСДО в современном дошкольном образовании происходят революционные изменения. Стандарты должны поменять сознание педагогов, сломать стереотипы их мышления.

– Всё, что в стандарте заложено, наш детский сад давно реализует, у него 20-летний опыт работы. Наши воспитатели работают по программе «Сообщество». В отличие от традиционной системы дошкольного образования, где просто копируется школьная система, в ней ребёнку даётся выбор того, чем он хочет заниматься. Роль педагога – не передавать знания, а создавать условия, которые позволяют ребёнку развиваться.

Ребёнок захотел, а педагог помогает, причём оказывает детям разноуровневую поддержку, – сообщила она.

Выпускник детского сада, где применяется подобная методика, по мысли её авторов, — человек самостоятельный, творческий. Образовательный процесс построен так, что в нём дети не сидят за столами и не воспроизводят что-то вслед за воспитателем, а свободно перемещаются по аудитории, выбирают по желанию дело: конструируют, читают, считают и т. д.

Новгородские педагоги со своими коллегами из других областей, разумеется, поделились, провели мастер-классы. И всё же вопросы остаются. Ведь для воспитания творческого человека необходима и соответствующая инфраструктура в самой дошкольной образовательной организации. В «Гармонии», кстати, с ней полный порядок. А вот как быть администрациям небогатых детских садов?

Например, ФГОСДО введено требование создания предметно-пространственной, развивающей образовательной среды. Она определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Речь идёт о том, чтобы помещения были оборудованы средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими методическими материалами для малышей — игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем для развития мелкой моторики и многим другим для творческого самовыражения детей. Вот и выходит, что реализовать требования ФГОСДО без дополнительных материальных ресурсов навряд ли получится.

Фото из открытых источников