Пятница, 10 января 2025

Греческий след

В НовГУ отметили 310-летие школы братьев Лихудов

Вполне логично, что одну из секций научной конференции «История просвещения на Новгородской земле в XVIII—XXI вв.», состоявшейся в Новгородском университете в последних числах октября, посвятили истории школы братьев Иоанникия и Софрония Лихудов. Открыта она была по инициативе новгородского митрополита Иова и при поддержке самого Петра I.

Возможно, формулировка о школе как об интеллектуальном центре России некоторым современным исследователям покажется не совсем точной и даже спорной. Но в общем суть феномена она передаёт. Школа стала одним из первых высших учебных заведений в стране. И стоило бы напомнить о её важном значении не только для истории Новгорода, но и государства в целом.

Датой основания школы может считаться 31 января 1706 года, когда вышел указ царя, которым предписывалось «из Ипатского монастыря перевести Лихудов в новгородские монастыри, что в епархии новгородского и великолуцкого Иова митрополита...». Митрополит давно знал греческих монахов Иоанникия и Софрония и совсем не случайно именно им доверил дело по организации школы.

С точки зрения магистранта исторического факультета НовГУ Ивана ЕРШОВА, для Иова было важно, чтобы создаваемое ими учебное заведение развивалось в русле византийских традиций. И чтобы уровень образования там был таким же высоким, как и в Московской Славяно-греко-латинской академии, где большинство преподавателей были выходцами из Киево-Могилянской академии, представлявшими латинское направление.

— Новгородский митрополит понимал, насколько велика потребность появления общеобразовательной богословской школы в Северо-Западном регионе страны. На присоединённые в результате войны со Швецией новые земли требовались грамотные священнослужители, которые смогли бы, с одной стороны, отстаивать истинно православную веру перед протестантским учением, с другой — оказывать противодействие веяниям церковного раскола, — пояснил свою позицию историк.

Кстати, сам Иов сообщал в одном из своих писем о новом учебном заведении как об училище. Разместилось оно в двухэтажной постройке на Владычном дворе. И только около середины XVIII века его стали называть Лихудовым корпусом. Само здание было построено ещё в XVII веке, встречается информация, что сделано это было за счёт казны Софийского собора.

В школу поступили учиться 119 человек. С самого начала в ней были созданы два класса — «славянский» и «греческий», в котором преподавали сами Лихуды. Братья владели вершинами тогдашнего гуманитарного знания. Они были уроженцами острова Кефалонии, учились в Венеции и Падуанском университете. По мнению большинства исследователей, братья были одними из первых учёных с настоящим европейским образованием, работавшими в России.

В Новгороде они обучали таким дисциплинам, как поэтика, риторика, логика. И по версии архивиста Николая САЛОНИКОВА, много лет занятого изучением истории школы Лихудов, завершающим этапом курса должно было стать преподавание философии и богословия. Однако сделать это братьям не удалось.

— Любопытно, что школа сразу возникла как всесословная, учились в ней не только дети священнослужителей, но осиротевшие крестьянские дети. В будущем они имели возможность сделать не только духовную, но и светскую карьеру. Например, устроиться в архиерейском доме писчиками, — отметил он. — Акцент указов Петра, касавшихся открытия школ в епархиях России, делался на надежду обретения лучшего священства. И здесь имперская и церковная политика не противопоставлялись друг другу.

Помимо преподавания Лихуды занимались в Новгороде переводом книг по поручению Петра I. Известно, что он послал в Новгород для перевода книги светского содержания: «Энеиду» Вергилия, «Об артиллерии и способах победить турок» Сигизмунда Альберта. В Новгороде братья написали сочинение в защиту греческого православного исповедания — «Обличение ересей Лютера и Кальвина», а Иоанникий отредактировал рукописное житие Варлаама Хутынского и сочинил похвальное слово этому почитаемому новгородскому святому.

Младший из братьев — Софроний — пробыл в Новгороде не так уж и долго. В 1707 году он уехал в Москву по заданию Иова, но был там удержан и обратно не вернулся. Иоанникий же преподавал в школе в течение десяти лет. Между тем за этот небольшой период греческие монахи оставили весьма заметный след в истории новгородского просвещения.

Фото из архива «НВ»