Пятница, 10 января 2025

Сентиментальные странники

Обложка первого издания записок Павла Сумарокова

Вышла в свет книга новгородского губернатора о путешествии по Крыму

В Новгородской областной библиотеке презентовали книгу «Сентиментальные путешествия в Тавриду: П.И. Сумароков. И.М. Муравьёв-Апостол». Мероприятие, прямо скажем, притянуто к Новгородской губернии за уши.
Павел Сумароков был новгородским гражданским губернатором около трех лет (1812—1815), но, не найдя общего языка с графом Аракчеевым, при его участии от должности уволен за пьянство. Обвинение было несправедливым, но именно так отомстил Аракчеев губернатору за отказ побывать у него в Грузине с визитом.

Вот как описывал интригу в своих воспоминаниях полковник Николай Шенинг, приятель Сумарокова: граф Аракчеев призвал «следственного петербургского пристава ст. советника Шипулинского и еще другого надежного полицейского чиновника и отправил их в Новгород с купеческими паспортами, переодетых купцами, с фальшивыми бородами. Те, прибыв на место, начали ходить по рынкам, по харчевням и расспрашивать стороною о мнимых злоупотреблениях губернатора. Новгородский полицмейстер Бондырев, человек бойкий и преданный Сумарокову, вскоре попал на их след и, подозревая в них шпионов, донес начальнику, который без дальних отговорок велел представить их к нему на другой день закованных. Бондырев выпустил на Шипулинского содержащихся в тюрьме негодяев, приказав в трактире затеять с ними спор и драку. Те тотчас же исполнили приказание, и полицмейстер схватил всех и, рассадив порознь, начал допрашивать. Аракчеевские агенты сбились в словах, переодеванье их обнаружено, и на другой день оба в кандалах приведены к Сумарокову. Шипулинский выпросил позволение переговорить наедине и признался, кто он и зачем прислан; но Павел Иванович, как будто не хотя верить, чтобы вельможа решился употребить такие меры против ничтожного губернатора, велел обоих молодцов заковать и отправить по пересылке в С.-Петербург. Можно себе вообразить бешенство графа! Он дал пройти немного времени, но потом начал просить Государя о смене Сумарокова, уверяя, что он пьет».

Второй автор — Иван Муравьев-Апостол — имел счастье родиться в Опеченской пристани (близ Боровичей) в 1768 году. Но уже в пять лет покинул Новгородскую губернию, ибо записан был солдатом в лейб-гвардии Измайловский полк и жил в полковой слободе в Санкт-Петербурге. С 1785 года — флигель-адъютант генерал-губернатор Тверского и Новгородского наместничеств Якова Брюса (еще одна «новгородская ниточка»).

Когда отставной штабс-капитан Сумароков ездил в Крым, Муравьев был послом в Испании. Когда Сумароков служил губернатором, отставной дипломат Муравьев коротал век на Полтаве в своем родовом имении. Пересеклись они только под обложкой книги, презентованной на прошлой неделе в Новгороде.

Конечно, строго говоря, первое путешествие в Крым Павел Сумароков совершил в 1799 году, а в 1800-м в Москве было издано его «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году». Знаменитые «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду» увидели свет в Санкт-Петербурге в Императорской типографии: книга 1 — в 1803 году, книга 2 — в 1805-м. Это «не деловые впечатления», но тем и интересны в противовес сухому и лаконичному «Путешествию 1799 года».

«Путешествие по Тавриде в 1820 годе» Муравьева-Апостола — вещь гораздо более обстоятельная. Отец трех декабристов, член Российской академии наук путешествовал по античным городам Крыма восемь недель, чтобы проверить и сравнить сведения древних историков и географов Геродота, Страбона, Плиния, Плутарха о Херсонесе (Севастополь), Кафе (Феодосия), Пантикапее (Керчь) и т. д.

Остается только добавить, что презентованное издание вышло в рамках проекта «Крым в истории, культуре и экономике России».