Среда, 17 июля 2024

Люди как люди. Квартирный вопрос только испортил их

Дом № 99 на Большой Санкт-Петербургской не стал двигателем программы обеспечения жильём детей-сирот

По обеспечению жильём детей-сирот Великий Новгород отстаёт на год, по расселению аварийных домов — на пять лет

На стартовой странице сайта администрации Великого Новгорода висит сообщение «Об обеспечении жильем детей-сирот». Кликнешь на картинку — оно и откроется: «Администрацией Великого Новгорода в 2016 году, во исполнение переданных отдельных государственных полномочий, обеспечено жильем 38 детей-сирот». Релиз датирован 12 июля. Надо полагать, завис до декабря, потому что добавить долго было нечего.

Впрочем, 30 ноября мэрия сообщила, что «Администрация Великого Новгорода в 2016 году предоставила лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 40 жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения». Отнесем недоразумения со стартовой страницей на небрежность тех, кто обязан сайт поддерживать в актуальном виде.

Шаг вперёд, два шага назад

В прошлом году мэрия предоставила детям-сиротам больше квартир — 87. В основном (78) — из маневренного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения. Это когда собственник помещения (мэрия) передает его нанимателю для временного проживания (п. 1 ст. 100 ЖК РФ).

В своем отчете перед депутатами городской Думы 29 февраля с.г. Юрий Бобрышев отметил, что «количество детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями в 2015 году, более чем в полтора раза превышает количество детей-сирот, обеспеченных жилыми помещениями за предшествующие пять лет». Это точно. Он привел и статистику: 2010 год — 35, 2011 год — 7, 2012 год — 10, 2013 год — 3, 2014 год — 2.

Но в итоге-то «по состоянию на 1 января 2016 года 76 детей-сирот и лиц из их числа не (были) обеспечены жилыми помещениями»*. А так как, по расчетам мэрии, «в 2016 году право на обеспечение жилыми помещениями возникнет у 77 детей-сирот и лиц из их числа», в текущем году очередь выросла до 153 человек.

Тем не менее, 22 марта мэр за круглым столом с детьми-сиротами заявил: «Мы имеем возможность обеспечить крышей над головой всех нуждающихся» (mayor.nov.ru/press/release/2016-03-22-080).

Помните тост в «Кавказской пленнице»: «Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но не имею желания. Так выпьем за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями!»? Не совпали. А может, Юрий Иванович намеренно сказал только про «имеем возможность», а про «не имеем желания» — умолчал.

Ведь не секрет, что «сиротскую статистику» потянул вверх дом № 99 по улице Большой Санкт-Петербургской. Это недозаселенный 194-квартирный дом для уволенных в запас военнослужащих. История у него занимательная.

Построен дом по заказу Минобороны, но по сдаче на все квартиры новоселов не набралось. И родилась идея отдать пустующие квартиры детям-сиротам. Родилась, конечно, в мэрии. А воплощать ее пришлось губернатору Сергею МИТИНУ, потому что мэрия не знала, с какой стороны к дому подойти. Глава региона после встреч с президентом, премьером, министрами обороны и финансов пролоббировал поправки в законодательство. Не только мы, но еще 10 регионов получили право не занятые военнослужащими квартиры передать другим категориям граждан.

4 марта мэрия проинформировала, что по состоянию на эту дату «письменные согласия на заселение в жилые помещения маневренного фонда предоставили 30 детей-сирот и лиц из их числа, письменные отказы — 60 человек». Сейчас картина изменилась: «В маневренном фонде проживают 31 гражданин данной категории, 73 отказались от временного проживания в маневренном фонде». То есть после 4 марта временное жилье в доме № 99 было предложено 14 сиротам. Согласился на предложение один. То есть даже имеющимся резервом мэрия распорядиться не может.

Предполагаю, что не довели внятно и понятно до сирот, что такое поселение их в благоустроенное жилье идет строго в рамках закона. Договор социального найма специализированного жилья действует пять лет. Потом, после оформления соглашения, жильё на условиях соцнайма отдается сиротам в бессрочное пользование.

Мэрия старательно повторяет в релизах, что это «не означает, что данные граждане не будут обеспечены в установленном порядке жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения». А претенденты на квартиры робеют: а вдруг обманут?

Замечу как филолог: если убрать в начале закавыченного предложения две неизменяемые частицы «не», звучание фразы будет более оптимистичным. А если оставить — менее похожим на гарантию. Случайность это (с частицей) или пресс-релизы тоже филологи пишут?

Досрочно, но не полностью

Легко предположить, что пройдет пять лет, и проблемы не станет. Предположить можно, но уверенно сказать — лишь о том, что пройдет пять лет. Потому что подходы в жилищной политике мэрии стандартны: проблемы не решаются, а загоняются в тупик. Ведь дом № 99 не резиновый. И кроме сирот, есть еще программа расселения аварийного жилья.

Нынче, отчитываясь перед Думой, Юрий Бобрышев по этому поводу сказал то, чему Виктор Степанович Черномырдин позавидовал бы: «Задача, поставленная в Указе Президента Российской Федерации № 600, о расселении до конца 2017 года аварийных домов, признанных в установленном порядке аварийными до 1 января 2012 года, в Великом Новгороде была выполнена досрочно в 2014 году. Тем не менее, по состоянию на 1 января 2016 года не расселенными являются 10 многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу после 2012 года. В 134 помещениях общей площадью 4813,1 кв. м указанных домов проживают 333 гражданина». Программа выполнена досрочно, но остаются 10 не расселенных домов! Как это объяснить 333 гражданам, в них проживающим?

Да никак! Ведь дальше мэр сообщает, что в 2015 году переселены в благоустроенное жилье три семьи (8 человек) и трем семьям (15 человек) предоставлены «три жилых помещения маневренного фонда общей площадью 132,9 кв. м для временного проживания». Сказал и о плане на 2016 год: «переселить одну семью (6 человек)». Судя по адресу, это семья, переехавшая в прошлом году в маневренный фонд, то есть относительно обеспеченная жильем.

6 декабря с.г. мэрия бодро сообщила: «В течение 2016 года граждане, проживающие в многоквартирных жилых домах, признанных аварийными, переселялись в жилые помещения из освобожденного муниципального жилищного фонда. Всего предоставлено два жилых помещения, в том числе двухкомнатная квартира на ул. Ломоносова и комната гостиничного типа на Новолучанской ул. Комната гостиничного типа предоставлена из маневренного фонда».

План, вроде бы, перевыполнен вдвое. Но смею предположить, что той «семьи (6 человек)» в лаконичном списке счастливчиков нет. Ну, не в двухкомнатную же квартиру их сослали! Нет, я бы рассказал вам, читатель, больше, но никакой официальной информации о расселении аварийного жилья на сайте администрации между публикацией отчета мэра перед депутатами и сообщением от 6 декабря нет. Только аварийных домов в списке стало 11. Причем шесть администрация планирует расселить в следующем году, а все — до 31 декабря 2022 года. К этому сроку, к примеру, будет расселен и аварийный дома № 26/5 по Оловянке, хотя ранее планировалось что это произойдет до 31 декабря 2016 года. Алгоритм не просчитывается...

По моим дилетантским расчетам, для выполнения последнего графика расселения темпы должны возрасти примерно в 4—5 раз. Что для этого нужно? Ускорить освобождение муниципального жилищного фонда, ибо это является сейчас единственным резервом для переселения из аварийного жилищного фонда.

Строиться выходи!

Строительство жилья экономкласса тоже могло бы войти в этот сценарий. Но здесь мэрия — не партнер. Никакой мало-мальски рациональной идеи на сей счет у мэрии нет. Зато, кроме трех с половиной сотен потенциальных новоселов, проживающих в аварийных домах, есть еще более 5500 семей, «нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий». Заметьте: семей, а не граждан! И эта очередь только в первом полугодии увеличилась на 75 семей. И сокращению может способствовать лишь «инвентаризация очереди». Например, в указанный период было «снято с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях 207 семей» как «утратившие основания состоять на учете».

Связывать надежды с увеличением объемов жилищного строительства в Новгороде не приходится. Здесь городская администрация работает на «своей волне». Областное правительство устанавливает показатели для всех муниципалитетов, исходя из возможностей, Новгород строит «по желанию».

В 2014 году при задании 160 тыс. кв. м было сдано 133 тыс., в 2015-м — 193,3 тыс. (147,6 тыс.). Задание на этот год — 183 тыс. кв. м. К 1 декабря введено, по данным Новгородстата, «93505 кв. м жилой площади, что на 0,7% ниже уровня января — ноября предыдущего года». Иными словами: половину годовой сдачи (48,9%) нужно обеспечить в этом месяце.

Между тем «на 1 января 2016 года в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, включено 462 семьи». Из 540 обратившихся только в прошлом году. То есть разговоры о падении покупательной способности граждан, которые вошли в моду в горадминистрации, собственной же статистикой и опровергаются.


Фото из архива «НВ»

_______________________________________________________
*Всё, что взято в кавычки и выделено шрифтом, является информацией с официального сайта Администрации Великого Новгорода.