Почему слово печатное сильнее непечатного будет знает Геннадий РЯВКИН, главный редактор газеты «Новгородские ведомости»
Сегодня мы, ничтоже сумняшеся, отметим День российской печати. 314 лет назад 13 января (2-го по старому стилю) вышел на Руси (в Москве) в свет якобы первый номер печатной газеты «Ведомости». Так ее якобы называли. Хотя в указе Петра I от 16 декабря 1702 года ничего про название нет:
«Великий государь указал: по ведомостям о военных и всяких делах, которыя надлежат для объявления Московскаго и окрестных Государств людям, печатать куранты, а для печати тех курантов ведомости, в которых приказах, о чем ныне какие есть и впредь будут, присылать из тех приказов в Монастырский приказ без мотчания (от глагола «мотать». — Г.Р.), а из Монастырскаго приказа те ведомости отсылать на Печатный двор. И о том во все приказы послать из Монастырскаго приказа памяти».
Если строго, первые номера газеты назывались «Куранта о всяких вестях». И название это дал изданию не Петр, а его отец — царь Алексей Михайлович в 1676 году. Потому что неловко как-то, что издававшаяся с 1621 года(!) газета названия не имеет. Ну, не то чтобы неловко, но, допустим, царь захотел почитать новости, что ему прислали из Посольского приказа, и что ему сыну сказать: «Петька, ты куда сунул свежие вести о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах? Дай-ка мне, пойду в нужник, почитаю»?
А Петьке-то еще и четырех лет не было. Ему пока это скажи до конца, он и начало забудет, разревется, и отец пойдет, куда собрался, без газеты. Это позже Петр стал строже, к тирании потянулся и порядку, а в детстве уж какой бедовый был. Баловал его отец.
Ну, а про газету так неопределенно и говорили 55 лет, пока Алексей Михайлович не велел в своей Переписной книге за 1676 год тему с названием утрясти: «Куранта!» (женский род). Тоже незамысловато, но и газета — не «Война и мир».
Это сейчас скажи «куранты», сразу все вспомнят про Спасскую башню и ее часы. А в XVII веке был в моде danse courante (бегущий танец, франц.), от которого пошло название не только часов с мелодией этого танца, но и свитков дипломатических новостей (вестей), бегло (courante) записанных и посылаемых с курьерами в соответствующие адреса. Вот и прилепил Алексей Михайлович ярлык к своему свитку, который заполнялся дьяками-скорописцами от руки.
Но Петр такого терпеть не захотел. И уже 17 декабря 1702 года газета вышла из печати с сообщениями о торжественном въезде Петра I в Москву, куда он привез «завоеванныя шведцкия алтилерия многое число, которую взял в Мариенбурге и Слюсенбурге». А еще сообщалось, что «великай владелец Аюки-Паша» доставит в Москву 20 тысяч своих вооруженных воинов, об открытии месторождений железной руды, серы, селитры, то есть материалов, необходимых для ведения войны со шведами.
Но этот номер дошел до нас только в рукописной копии. «Ведомости» в первый год существования печатались в Москве церковным шрифтом; их вышло в неопределенные сроки всего 39 №№, по 2–7 листов in 8°, в количестве 1000 экз., — читаю в «Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона». — Содержание «Ведомостей» составляли: 1) сведения, до России относящиеся и 2) иностранные известия, заимствованные, вероятно, из газет «Breslauer Nouvellen» и «Reichs-Post-Reuter», а также и из других. В виде особых прибавлений выходили иногда реляции военных действий. За первый год издания известны только два полных экземпляра в Императорской публичной библиотеке». Кстати, и праздник стали намерять не от самого первого, а от самого раннего из сохранившихся номеров «Ведомостей», который датируется 2 января 1703 года.
Но абсолютно достоверно, что не только 17 декабря выходила газета, а еще 27 декабря 1702 года был отпечатан «Юрнал или поденная роспись, что в мимошедшую осаду, под крепостью Нотебурхом, чинилось сентября с 26-го числа в 1702 году».
Хотя у газеты, повторюсь, названия какое-то время не было. Вообще, «от номера к номеру название первой газеты менялось, наряду с «Ведомостями Московского государства» использовались и иные: «Ведомости московские», «Российские ведомости», «Реляции», «Эссенция из французских печатных газетов» и другие» (журнал «Наука и жизнь», 2007, № 3). И только к комплекту за 1704 год был приложен общий титул: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знаний и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах».
Кстати, Петр I занимался продвижением газеты. По его приказу «Ведомости» бесплатно распространяли по трактирам и чайным. А чтецов газеты чаем бесплатно поили. Ну, и еще чем-нибудь, пока язык ворочался...