900 лет назад к берегам Волхова пристал преподобный Антоний на камне
Если основываться на житии Святого Антония Римлянина (а на чем еще?), оно однозначно указывает на 14 сентября 1106 года как дату чудесного события. А вот что касается возведения собора Рождества Пресвятой Богородицы, считает новгородский историк и краевед Людмила СЕКРЕТАРЬ, в житии это датировано с ошибкой: не начинал Антоний своей новгородской жизни с такого грандиозного строительства.
Согласно новгородским летописям храм был заложен в 1117 году. При епископе Иоанне Попиане. Однако Попиан, покинувший владычную кафедру без согласия митрополита, стал неупоминаемым. Поэтому житие начало строительства относит на десятилетие раньше, связывая его с епископом Никитой. То есть речь идет о намеренном хронологическом смещении.
Как бы то ни было, наступивший год по-своему знаменателен: ровно 900 лет с закладки собора и 870 лет — от кончины Антония Римлянина.
Икона и человек
Святость Антония не мешает исследователям обращаться к его земной, человеческой сути. Из этого ряда и книга «Новгородский Антониев монастырь. Исторические очерки» Людмилы Секретарь, посвященная истории монастыря. Она вышла в свет в прошлом году. Качественное издание, которое приятно взять в руки, но стать его обладателем весьма затруднительно: тираж составляет всего 75 экземпляров.
Недавнюю встречу автора с читателями в Музее изобразительных искусств, организованную информационными партнерами — Новгородским музеем-заповедником и Российским историческим обществом, можно рассматривать как попытку «дополнительного тиража». И мы, следом за Людмилой Андреевной, вспомним об Антонии. Ведь его личность, по признанию автора, занимала ее в особенности.
— Пожалуй, ни один святой так часто не изображался на новгородских иконах, как Антоний Римлянин, — говорит Людмила Секретарь. — Среди самых распространенных сюжетов: в монашеской одежде он стоит на камне у Волхова, в руках у него — храм Рождества Пресвятой Богородицы. И житие его сохранилось в многочисленных списках, даже в нашем музее в отделе древнерусских рукописей есть несколько текстов.
Икона — не фотография, а житие — не биография. Тем более что в дошедшем до нас виде оно складывалось на рубеже XVI–XVII веков. В связи с обретением нетленных мощей (1597 год) и канонизацией Антония. В историографии сложилась точка зрения, что первая (как раз — «биографическая») часть жития принадлежит перу Андрея — инока, ставшего игуменом монастыря по смерти Антония. Опять-таки самого первоначального текста с «редакторскими правками» Нифонта, как вы понимаете, не существует.
По мнению Людмилы Андреевны, о подлинности древней части жития свидетельствуют детали и факты, которые могли быть известны только человеку XII века. Например, упоминание о сельце Волховском, где остановился Антоний. В начале 1970-х годов на территории монастыря производились археологические раскопки, предшествовавшие строительству нового учебного корпуса политехнического института. Были обнаружены следы массового производства сыродутного железа и ювелирного производства, а также культурные отложения поселения не позднее XII века.
Твердь духовная
Однако археологи ничего не скажут нам о камне-«судне», а также о том, действительно ли Антоний предпочел Тибру Волхов.
— Безусловно, легенду о прибытии Антония в Новгород надо рассматривать через призму христианской символики, — считает Людмила Секретарь. — Камень — это твердь духовная, какой была для Антония православная вера. В Новом Завете с живым камнем сравнивается Иисус Христос. Камень, оторвавшийся от скалы, — ветхозаветный прообраз Христа.
Вот что примечательно: в русской православной агеографической литературе нет другого такого святого, который прибыл бы «на камне». Некоторые современные исследователи прослеживают аналогию в народных преданиях. Они характерны как для севера, так и для юга. Допустим, есть легенда про Зосиму и Савватия, которые сперва хотели строить монастырь в Сольвычегодске, но там купцы им помешали почему-то, и тогда «Они спихнули камень и на камне уехали оттуда на Соловки». Или: чудесное появление в шторм Святого Георгия, приплывшего на камне и основавшего Балаклавский монастырь в Крыму.
Не менее символичным многие исследователи считали и само имя Антония, отмечая, что ранее XVI века Римлянином он не назывался. Василий Ключевский — в XIX веке, Георгий Федотов — в начале XX...
Есть предположение, что римское происхождение святого символизирует идею преемственности религиозной традиции, подчеркивает значимость Новгорода. Нечто похожее наблюдалось и за светской властью. Так, в царствование Ивана IV имела хождение легенда о происхождении русских князей от римского императора Августа через Пруса к Рюрику.
Who is Антоний
Естественно, подобные допущения лишь обостряют вопрос, кем же был Антоний? Владимир Топоров, лингвист-славист, академик РАН, предполагал, что Антоний был новгородским купцом, возможно, совершавшим путешествие в Рим.
Известный художник-реставратор и искусствовед Владимир Сарабьянов, вопреки укоренившемуся мнению о романском стиле Антониевых фресок, находил их принадлежащими к византийской живописи и являющимися неотъемлемой частью новгородской культуры. И выдвигал собственную версию происхождения Антония, предполагая в нем инока Киево-Печерского монастыря.
Система доказательств в книге Людмилы Секретарь построена исходя из традиционной версии: Римлянин — из Рима. То есть он был сыном богатых римских патрициеев. Судя по всему, получил воспитание и образование в одном из многочисленных греческих монастырей на Апеннинском полуострове. И покинул родину ввиду гонений на православных, начавшихся после великой схизмы 1054 года (разделение церквей), а в особенности — после папской буллы 1080 года.
Как сообщается в житии, Антоний принял монашеский постриг, раздал семейные богатства нищим, но часть вложил в бочку и бросил ее в море. Сам же Антоний отправился в пустынное место для молитвенного уединения. Однажды волна подняла камень, на котором он стоял, и понесла в море. Через три дня плавания Антоний оказался в Новгороде. Годом позже к берегам Волхова прибило бочку, окованную железом. На обретенные сокровища Антоний заложил каменный собор.
Верующий волен принимать это за истину. Неверующего никто не неволит. XXI век. Однако, кроме жития, есть духовное завещание Антония — грамота. И этот источник, как считает наш новгородский автор, можно рассматривать в качестве подтверждения «римской версии».
— Анализ духовного завещания Антония позволяет сделать вывод о близости принятого им устава студитскому, — утверждает Людмила Секретарь. — Федор Студит — настоятель монастыря в Константинополе. Его уставом пользовались и греческие монастыри в Италии.
По ее словам, Антоний привез с собою и греческие книги. Посадил писцов, чтобы их перевести, создал крупнейший центр книжности и учености.
Вместо эпилога
Только этим можно объяснить, что в стенах Антониева монастыря был воспитан Кирик, первый русский математик. «Вопрошание» Кирика говорит о его большой образованности. Он был знаком с античной и западноевропейской культурами. К Антониеву монастырю всегда было особое внимание со стороны иноземцев.
Как полагает Людмила Секретарь, и монахи могли быть иноземцами. В XIV веке игуменом был Савва Купров — грек-киприот, без сомнения. В XVI веке известно имя Феодоссия Щиколатти — явно не славянин. Из собора Рождества Пресвятой Богородицы происходит самый древний русский колокол, который был привезен из Западной Европы. Он хранится сейчас в музее.
Легенды, факты, гипотезы... А собор стоит. И в нем по сию пору можно видеть Антониев камень. Символ веры размерами 126х94х37 см...