Нечасто новгородцы слышат про остров Липно. Но уж если новость про него, так новость. Чем же знаменит остров и при чем тут Лев? Ответы на вопросы искал Василий Дубовский, редактор газеты «Новгородские ведомости»
Так было в прошлом году, когда там приземлился вертолет с президентом и премьер-министром. Музейщикам нашим надежда явилась о реставрации храма Николы, памятника ЮНЕСКО.
Едва начался 2017-й — снова неожиданность. Новгородскую власть вдруг осенило, что и она может неплохо заработать на этом острове. Сразу после рождественских пьяных каникул на коллегии городской администрации мэр Юрий Бобрышев предложил «передать» часть острова в собственность области. Недорого передать — за 5 миллионов рублей всего.
Деньги понадобились, чтобы рассчитаться со Львом. Старостин его фамилия. Этот предприниматель имеет то ли счастье, то ли неосторожность обладать благоустроенным подъездом к Ледовому дворцу. Собственником он стал еще до строительства дворца. Купил участок и проложил асфальтовый аппендикс от ул. Боткина в никуда. А оказалось, очень даже куда. Если не строить дорогу от улицы Космонавтов к улице Нехинской.
Если дорогу строить, так и наслаждался бы своим «аппендиксом» Старостин втихаря. А тут стал востребован и незаменим: хочу — пущу, не хочу — перегорожу. Почему и имеет арендную плату.
Понятно, что с транспортным тупиком надо что-то делать. Только при чем тут Липно? Зачем уважаемым руководителям торговать островами?
Да ну вас! Никакая это не торговля, объяснил мне один из депутатов городской думы, а возмездная передача объекта. Мэрия передает объект, а субъект (РФ) передает деньги. Никакая это не торговля.
Надо сказать, объект у мэрии — так себе. Полуразрушенная турбаза, «скелет» бани. Участок — 3,5 га. Это действительно не остров, а его кусок. И какие же журналисты выдумали, что он может стать предметом торга, если в недрах горадминистрации был подготовлен проект решения? А на сайте мэра было сказано, что Юрий Бобрышев просил внимательно это рассмотреть.
С каких это пор межбюджетные отношения стало возможным переводить в коммерческую плоскость? Очень интересно, что думают об острове его «потенциальные покупатели»?
В профильном департаменте правительства области пояснили: законодательно предусмотрена лишь безвозмездная передача. А еще наше законодательство так устроено, что в собственности субъекта может находиться то, что связано с исполнением конкретных полномочий на острове, увенчанном памятником федерального значения.
Неправильно понятые горожане говорят, что вовсе не думали торговаться с коллегами из правительства. У них что-то вроде бартера было на уме. Меняли же когда-то кинотеатр на ДК.
Странное какое-то чувство возникает по поводу всей этой истории. «Вот и нас это ощущение почему-то не покидает», — сказали мне в департаменте имущественных отношений.
Скажу четче: возникает подозрение, что покупкой у г-на Старостина его дорожного тупика мэрия поставила бы крест на переустройстве улицы Космонавтов. А зачем, если можно будет спокойно подъехать к Ледовому?
Конечно, вопросы у эстетов и архитекторов остались бы. Но мы так устроены, что некоторое время поговорили бы, а потом — забыли. А еще позже и благодарить бы стали мэра, что сэкономил городу несколько миллионов, посадив любителей спорта на старостинскую узкоколейку.
Хотя, по большому счету, заслуженный архитектор России Александр Кушнир еще полгода назад публично заявлял: «По моим прикидкам (по-честному и при поставленной задаче минимизировать затраты, не раздувая проектные работы), можно построить проезд, аналогичный используемому, стоимостью до трех миллионов рублей».
Неудивительно, что идея «продажи острова» как возникла, так и исчезла — внезапно. То ли на время, то ли до поры. Говорят же, что еще при предыдущем градоначальнике были попытки продать собственность на Липне. Но что-то подсказывает нам: придется мэрии искать другой выход из завокзального тупика.
А острову, хочется надеяться на это, уготована иная судьба, слитая воедино с судьбой уникального храма. Представить его действующим, возрождение монастыря (небольшого хотя бы) в этом труднодоступном месте гораздо легче, чем «реанимацию» турбазы или — чур меня! — появление какой-то новой, небывалой для этого острова, коммерции.
Так что будем ждать с Липна других новостей. Может, не чудесных. Главное, чтобы не чудаковатых.