Среда, 17 июля 2024

Я — ЯК-истребитель

Больше 20 лет шли поиски лётчика, сбитого под Демянском Яка

Четверть века обелиск в деревне Игожево был безымянным...

29 января в Демянском районе закончилась очередная поисковая экспедиция на месте падения советского истребителя, сбитого во время Великой Отечественной войны. Установлено имя погибшего лётчика — Владимир Натальин. Уроженцу Курской области было 20 лет.

По полученным данным стал возможен поиск его родных. На могиле боевого пилота в скором времени совместными усилиями с отрядом «Демянск» будет установлена памятная доска с именем героя.

Первично обломки самолёта с останками погибшего летчика в рамках поисковой экспедиции «Долина» были найдены еще в 1993 году. Пилота похоронили на кладбище в деревне Игожево. Впоследствии из обломков машины на могиле был установлен памятник с надписью «Неизвестному лётчику самолёта ЯК-1». Неизвестным он пребывал 24 года!

Это тяжёлое чувство для поисковика — знать, что защитник Родины похоронен безымянным и что вряд ли можно что-то поправить. Не остается иного, как методично проверять все возможные сигналы о сбитых самолётах и погибших лётчиках.

Честно говоря, мы искали совсем другого пилота — пропавшего без вести в нашем районе Героя Советского Союза Андрея Дегтяренко. Который год уже ищем, и я верю, что найдем. Так вот, была у нас пусть слабая, но надежда, что в Игожеве может быть похоронен именно Дегтяренко.

Зацепиться только было почти не за что. До сих пор не всплыло никакой информации в архивах, на каком самолете он ушёл в свой последний полёт. Ни номеров машины, ничего. Что было делать? Мы предприняли попытку провести экспертизу ДНК родственников Андрея Дегтяренко, нашли его дочерей во Владимире и Ростове, двоюродных родственников в Донецке. И заново обследовали место падения самолета. А вдруг там что-то еще есть после поисковых работ 1993 года? Ведь погибших лётчиков, это жестко звучит, собирают буквально по кусочкам.

Экспедиция длилась полтора года. Мы совершили несколько безрезультатных выездов на место. И, в конце концов, нам повезло: удалось найти обломки с номерами двигателя и самолета, на котором сражался «безымянный» лётчик. По этим номерам исследователь авиации Великой Отечественной войны Игорь Михайлюк добыл в ЦАМО сведения о машине и пилоте.

Что ж, ДНК-экспертиза (результатов пока нет) нам, будем надеяться на это, ещё пригодится. Найдём мы и Дегтяренко. А пока очень рады, что вернулось из небытия имя Владимира Петровича Натальина. Одной «глухой» историей стало меньше.

...Старший сержант Натальин летал на истребителе и служил в части ПВО. Она располагалась в так называемом Бологовском узле, откуда наши лётчики вылетали на охрану железных дорог и городов.

Как сообщается в отчете о боевых действиях, 15 сентября 1942 года группа наших истребителей, патрулировавших район Бологое — Выползово — Любницы — Фирово, столкнулась с самолетами противника. Есть полное описание этого боя.

Пройдя озеро Березай, командир группы старший лейтенант Яхнов заметил Хе-111 («Хейнкель») и, подав знак ведомым, перешел в крутое пикирование. Лейтенант Цветков заметил До-215 («Дорнье») и, имея преимущество в высоте, пошёл на сближение. За ним последовали старшие сержанты Максимов и Натальин. Тем временем на выручку своим бомбардировщикам подошли четыре Ме-109 («Мессершмитт). Цветков и Максимов подожгли До-215 — бомбардировщик устремился к земле. При этом Цветков, вовремя заметив, что два Ме-109 пристроились в хвост к Максимову, отогнал их. Однако на помощь своим подтянулись еще четыре «мессера». Теперь у немцев было двукратное преимущество.

Наши маневрировали, защищая друг друга. Однако двум Ме-109 удалось зайти с хвоста Натальина. Загорелся левый бак, ЯК-1 крутым пикированием ушел в направлении на запад. Старший лейтенант Яхнов сблизился с Ме-109, атаковавшим Натальина, открыв огонь из пушки и пулемета. «Мессер» вспыхнул и стал падать.

Трое наших лётчиков, воспользовавшись облачностью, вышли из неравного боя. Установить место падения Натальина им не удалось: на малой высоте противник вел сильный зенитно-пулеметный огонь.

«Наши потери — 1 летчик, старший сержант Натальин, и 1 самолет ЯК-1. Расход боеприпасов: снарядов НВАК — 200, патронов ШКАС — 1150». Язык боевых донесений строг и безэмоционален...

Поиск и установление имени лётчика, похороненного на демянской земле, проводились при участии первого советника исполнительного директора Российского военно-исторического общества Сергея Мачинского и члена ПО «Гвардия» НООО поисковой экспедиции «Долина» Сергея Степанова.

Александр МОРЗУНОВ,
председатель НООО «Поисковый отряд «Находка»
Фото из архива автора