Среда, 17 июля 2024

Принципы законам вопреки

Гомеопатия — это помощь или шарлатанство?

Не было печали — учёные Российской академии наук объявили гомеопатию лженаукой. Даже меморандум подготовили. Тему подхватили федеральные СМИ и — понеслось. Складывается впечатление, что нет в отечественном здравоохранении других проблем, кроме как с «лечением различных заболеваний при помощи особых лекарств, содержащих микродозы природных веществ».

Меморандум, говорят его авторы, не запретительный, а просветительско-рекомендательный. «Гомеопатия не является безвредной: больные тратят значительные средства на недействующие препараты и пренебрегают средствами лечения с подтверждённой эффективностью. Это может приводить к неблагоприятным исходам, в том числе к смерти пациентов», говорится в меморандуме. Глагол «может» в последнем предложении, видимо, и придает меморандуму «не запретительный» статус.

Вместе с тем в тексте есть и такие слова: «Принципы гомеопатии и теоретические объяснения механизмов её предполагаемого действия противоречат известным химическим, физическим и биологическим законам, а убедительные экспериментальные подтверждения её эффективности отсутствуют». Так гомеопатия и оказалась в центре внимания со всеми её «за» и «против».

Главный принцип работы гомеопата из Великого Новгорода Марины Б. — никого не убеждать в приносимой гомеопатическими препаратами пользе. Люди, которые приходят к ней на приём, — уже сторонники их применения. Молодая женщина — выпускница Института медицинского образования НовГУ, работала в фармкомпании. А последние три года лечит гомеопатией. Ведёт в социальной сети посвящённую ей страничку, но афишировать в газете свою фамилию не хочет. Коллеги на основной работе могут неправильно понять её приверженность нетрадиционным методам оздоровления.

— Гомеопатические препараты — это препараты натурального производства на основе потенцирования. Как правило, обращаются к гомеопатии, когда академическая медицина человеку уже не помогает. Так произошло и в моём случае: у меня серьёзно заболел ребёнок, а новгородские специалисты только развели руками. Врачи в Санкт-Петербурге назначили гомеопатические препараты. Сын благодаря им поправился, и вопрос об инвалидности уже не стоял, — поделилась она. — Конечно, гомеопатия — не панацея, все болезни она не способна вылечить. Но то, что сейчас можно услышать в телевизионных репортажах, мол, гомеопаты не берутся лечить сложные заболевания, а лечат лишь то, что само пройдёт, — чистый миф. Гомеопат рассматривает организм человека в целостности. При подборе лекарства учитываются многие нюансы. Например, если голова начинает болеть ближе к ночи — один препарат, днём — другой. Доза лекарства рассчитывается индивидуально для каждого.

Какую патологию она точно откажется лечить, так это онкологию, психиатрические и венерологические заболевания. В России гомеопатам данные заболевания лечить запрещено.

— В Европе открыты гомеопатические онкологические центры. В России, если выяснится, что какой-то гомеопат назначал лекарства больному, умершему впоследствии от онкологии, то, скорее всего, его объявят виновным в гибели пациента, — пояснила она.

Вера пациента в волшебную пилюлю сильна. Не оттого ли витрины аптек пестрят упаковками разных препаратов, обещающих облегчение симптомов самых разных заболеваний и недомоганий? А с другой стороны, сейчас ничего не мешает ознакомиться с инструкцией применения любого лекарства в Интернете.

По словам лор-врача Старорусской ЦРБ Анастасии АНДРИЕВСКОЙ, пациент сейчас грамотный, интересуется, к какой группе лекарственных препаратов относится то или иное предлагаемое доктором средство. Что касается гомеопатических, врач не стала бы сбрасывать их со счётов.

— Любое заболевание — уже свидетельство того, что человек ведёт неправильный образ жизни, — сказала она. — И в условиях обычной, загруженной амбулатории доктору необходимо найти контакт с пациентом, а не просто ограничиться выпиской рецепта. Помимо гомеопатии есть множество всего другого, что врач должен объяснить больному. Порекомендую заняться физическими упражнениями, отрегулировать питание, возможно, гомеопатию. Считаю, что за растительными препаратами — будущее, об этом, кстати, постоянно говорят на конференциях для врачей. Но в любом случае нужно придерживаться здравого смысла.

Сейчас идет сбор подписей под петицией в адрес Минздрава в защиту гомеопатии. Те, кому она дорога, выступают «против какого-либо давления на гомеопатов, вмешательства в их работу, ограничения движения гомеопатических препаратов и удаления их из списка лекарственных средств».

И всё же, как считает Марина Б., вряд ли после меморандума РАН и поднятой им информационной волны что-то существенно изменится в её практике. Если же всё-таки это произойдёт, то она, по её словам, или уйдёт в подполье, или уедет из России. Уверена, со своим дипломом английской школы гомеопатии она будет за рубежом востребованным специалистом. И ещё ей интересно: как можно на гомеопатию воздействовать, если ещё в 2012 году её убрали из медицинских услуг, подлежащих лицензированию?

Сторонний наблюдатель за развернувшимся бурным спором о гомеопатии, в котором часто приводят аргументы РАН, Минздрава, ВОЗ и множества других солидных организаций, ждёт, чтобы его итогом стала не только широкомасштабная проверка эффективности её препаратов, но и всех прочих, что предлагают фармацевтические фирмы. Иначе получается, что подготовлена очередная информационная пустышка.

Фото из архива «НВ»