Вторник, 16 июля 2024

Свет холодной звезды

Из книги Сергея ЛЕБЕДЕВА «Русский Север» (2014)

В летописных записях первой половины XI века встречаются первые упоминания о проникновении предприимчивых новгородцев за Уральские горы. В 1032 году новгородцы под начальством некоего Глеба1 ходили к Железным Воротам (возможно, пролив Карские Ворота или какой-то из проходов через Урал). В 1079 году на Северном Урале погиб новгородский князь Глеб Святославович, внук Ярослава Мудрого. Позднее новгородцы за данью «ходиша люди старин за Югру и Самоедь». Уже в те годы упоминалось под именем Лукоморья прибрежье у Карского залива.

Путешествие за Онегу

Плывя по Волхову и Свири, новгородцы проникали в Онежское озеро. Далее на Север шло несколько путей. Первый из них проходил рекой Водлою, которая впадает в Кенозеро, а далее — рекою Кеной на Онегу и Онежскую губу Белого моря. Второй путь шел по Вытегре, впадающей в Онежское озеро, откуда волоком шли до озера Лаче (где стоит Каргополь), и оттуда попадали на Онегу. С Белого озера волоком можно было попасть на Сухону, приток Северной Двины. В дальнейшем появился еще ряд путей.

Поселившиеся на берегах Студеного моря новгородцы очень быстро овладели морским делом и уже в XI веке стали совершать плавания за Полярный круг. Новгородец Гюрята Рогович2 в 1096 году рассказывал летописцу о плавании своего «отрока» (доверенного слуги) на Печору, причем отрок проплыл также мимо архипелага Новая Земля через пролив Карские Ворота.

В 1137 году в Уставной грамоте новгородского князя3 был составлен список новгородских погостов в Заволочье. Многие перечисленные там населенные пункты существуют и по сей день. Богатства, которые получал Великий Новгород от северных владений, вызвало стремление у могущественных князей Ростово-Суздальской земли (или Владимиро-Суздальской, поскольку Владимир стал столицей княжества, а затем и всей Руси) принять участие в освоении северных земель. Между ними и новгородцами стали происходить военные столкновения.

Так, в 1149 году, согласно летописи, новгородцы и суздальцы сражались друг с другом. В 1166 году поход в Заволочье на Двину князя Мстислава, сына Андрея Боголюбского, вызвал жестокую войну между Господином Великим Новгородом и Владимиро-Суздальским княжеством. Но отдаленность и слабая заселенность северных земель привели к тому, что вплоть до падения Новгородской республики многие земли и города края находились в совместном владении великих князей Владимирских и Новгорода, как, например, Вологда и Пермь.

Пушнина, соль, смола

В первую очередь главной ценностью для новгородцев на Севере была пушнина. Можно представить себе масштабы пушного промысла в Заволочье XI–XIII веков по археологическим находкам в Великом Новгороде. Так, на найденных трех деревянных ящиках-цилиндрах, использовавшихся для опечатывания мешков, в которых складывалась пушнина, были вырезаны названия «Пинега», «Усть-Вага» и «Тихменьга» — имена известных северных рек. В берестяной грамоте № 724 содержится донесение какого-то Саввы, который рассказывает о конфликте при сборе дани на Севере, и упоминаются песцы, меха которых должны были поступить в Новгород.
Помимо мехов Заволочье привлекало русских обилием соли. В Уставной грамоте 1137 года упоминаются «чрены» — железные чаны для выварки морской соли. С каждого такого «чрена» новгородскому архиепископу выплачивалась мера соли. Северная соль высоко ценилась на Руси. Соловецкий монастырь (само слово «Соловки» имеет корень «соль» в своем названии) имел около 50 варниц, на которых работало до 800 постоянных и около 300 временных наемных работников.

Еще одним северным промыслом было смолокурение. Смола употреблялась для смазки обуви, колес, дверей, в судостроении, кожевенном ремесле. Уже во второй половине XIV века смолу гнали на продажу во владениях новгородских бояр на реке Ваге. Смолу высокого качества гнали несколько позднее также в Холмогорах, Вельске, на Пинеге.

С выходом новгородцев на берег Студеного моря началась масштабная добыча моржовой кости. Древнейшие из найденных в Новгороде изделий из моржового клыка находились в слоях X–XI веков, что позволяет датировать время первого появления русских на берегах Северного Ледового океана.

20 000 белок и 10 рублей сверху

Устремились на Север также и новгородские бояре, захватывая в краю обширные владения. До нашего дня дошел любопытный документ — купчая от 1315 года, по которой чудские старшины Азика, Харагинец, Ровда и Игнатец за 20 тысяч белок и 10 рублей уступили обширную территорию по Ваге новгородскому боярину Афанасию Даниловичу. В начале XV века самой крупной владелицей заонежских земель была знаменитая Марфа Борецкая, более известная как Марфа Посадница.

К концу независимости Новгородской республики на двинских землях стояли более 50 поселков, основанных боярами. Следует заметить, что власти республики опасались возникновения в крае крупных земельных владений бояр, способных стать удельными князьками в этих отдаленных землях. Для получения земель в вотчину требовалось согласие Новгородского веча или благословление митрополита. Лишь только могущественные роды новгородского боярства, занимавшие важнейшие республиканские посты, могли создать на Севере свои вотчины.
________________________
Примечания редакции

1. В Софийской первой летописи рассказывается, что в 1032 году новгородец Улеб ходил к Железным Воротам.

2 Гюрята Рогович — новгородский посадник при новгородском князе Мстиславе Владимировиче (1088–1093 и 1095–1117). Имя Гюряты приведено в перечне посадников, включенном в текст Новгородской Первой летописи младшего извода. К слову, в летописи Нестора говорится, что новгородцы около 1092 года по приказу Гюряты Роговича ходили за данью в Печору и в Югру.

3. Устав князя Святослава Ольговича, 1137 г. А зде в Новегороде что есть десятина от дании, обретох уряжено преже мене бывъшими князи, толико от вир и продажь десятины зьрел, олико днии в руце княжи и в клеть его... Урядил есмь аз святеи Софии и написал Никола князь Новогородьскыи Святослав: в Онеге на Волдутове погосте два сорочка, на Тудорове погосте два сорочька, на Ивани погосте с даромь 3 сорочькы, на Ракуле 3, в Пинезе 3, устье Емьце два, устье Ваг два.., у Еми скора, а на мори от чрена и от салгы по пузу, у Тудора сорочек. В лето 6645 индикта 15 (1137 год 7 марта).