Вторник, 16 июля 2024

Ланселот и орки

Одинокий рыцарь на автобусном маршруте. О деле пассажира и перевозчика рассуждает  Василий ДУБОВСКИЙ, обозреватель газеты «Новгородские ведомости»

Новгородец Антон ЛАНЦОВ вчинил иск ОАО «Автобусный парк». За моральный вред и убытки, связанные с использованием общественного транспорта. Стоимость претензии — 855 тысяч рублей.

Если бы процесс затянулся, такса могла б подрасти. Судебное заседание началось с уточнения исковых требований. Ланцов их тотчас увеличил. И это логично: со дня предварительного слушания прошло определенное время. Истец продолжал пользоваться автоуслугами — не пешком же ходить! И по этой же причине продолжал морально страдать!

...Ланцов ожидаемо проиграл. Здесь нет намека на предвзятость и т.д. Суд, как известно, — дело состязательное. А бодаться одиночке с большим предприятием заведомо трудно. Хотя трудно — будем честны! — представить себе, чтобы вдруг на ровном месте (это не про дороги) возник прецедент. Один миллион оттяпает — другим захочется. Не нравится перевозчик? И такого не будет.

Дело даже не в сумме. Отсуди Ланцов в 100 раз меньше (допустим, на новую сумку взамен порванной в автобусе), это зацепило бы определенные последствия. Как «железяка» в салоне ту самую сумку. И будьте уверены, нашелся бы кто-нибудь, кого «железяка» поймала за штаны.

Ланцов не прикалывался. Он сознательно пытался доказать, что общественный транспорт (по крайней мере, немалая его часть) находится в плачевном состоянии. Поэтому услуга по перевозке является некачественной. Тем самым нарушаются права потребителей (пассажиров), защищенные, вообще-то, законом.

— В чем состоит услуга? — допытывался представитель автобусного парка.

— В ее оказании с надлежащим качеством, — отвечал истец.

— Вы добрались до своей остановки? Вас безопасно довезли?

— Да, но я испытывал дискомфорт.

По этому поводу препираться можно сколько угодно. Что, новгородцы не знают про автобусы? А про старичков-троллейбусов? И те, и другие — под крышей одного ОАО.

Характерно, что когда дошло до демонстрации приобщенного к делу видеоматериала и стороны дружно сгрудились у ноутбука — спорить вроде и не о чем. Если сиденью не хватает хорошего такого куска посадочного материала, что тут комментировать?

Со следующего года весь морально и физически устаревший парк будет заменен. Верите? А нам никто этого и не обещает. О частичной модернизации — да, говорят.

— Вы выбрали не ту площадку для общественных споров, — в какой-то момент председательствующий счел, что Ланцов политизирует вопрос.

Может, и был со стороны истца некий накрут. Как мне показалось, слишком стерильные заявлял он требования. Что-то такое про «антимикробную обработку» и т.д. Ну, выцепишь какой-нибудь нормативный документ, ну, зачитаешь. Тебе скажут, ты — Роспотребнадзор, что ли? Вот если бы «органы» сказали, что дальнейшая эксплуатация таких-то и таких-то транспортных единиц невозможна, тогда — ах. И в суд не ходи. В салоне не всегда чисто? Так и на улице так. А пассажиры, они откуда?

Но политика... Вот если Антон Юрьевич в скором времени проявится вдруг в какой-нибудь партии, тогда — да. А тут — что? Законным путем идет человек. Протестов не устраивает, никого не провоцирует.

Что касается других площадок. Где, собственно, пассажирам кучковаться? Сугубо на остановочных комплексах?

— Я не проиграл, а они не выиграли, — сказал мне Антон Ланцов после суда. — Проблема же осталась.

И это правда. Хочется, чтобы в администрации ОАО «Автобусный парк» хорошенько об этом подумали. С кураторами посоветовались.

Октябрьская неприятность, когда «Питеравто» демонстративно изъяло у Великого Новгорода все арендованные автобусы, — дело прошлое. Истец сам зацепил тему. Он же долго не мог уехать в день транспортного коллапса. И, ясное дело, страдал.

Но для представителей нашего автопарка тема-то хороша. Можно увлеченно рассказывать о нехорошем поведении «Питеравто». И где-то даже аккуратно намекнуть истцу: а не на Питер ли он работает? Типа, там спят и видят, как закабалить новгородского перевозчика завышенными финансовыми обязательствами.

А если без теории заговора? Почему не допустить, что данный истец — не из тех, кто принимает предложение войти в положение? Он хочет жить лучше.