Пятница, 10 января 2025

Теория и практика реформ

Вновь меняются подходы к преподаванию общественных дисциплин

Общероссийский съезд учителей истории и обществознания и следовавшая за ним конференция Ассоциации предметников по данным дисциплинам принесли много новостей. Подчас — весьма противоречивых.

О том, к каким нововведениям следует готовиться педагогам и учащимся, рассказала заслуженный учитель РФ, историк Пролетарской средней школы (Новгородский район) Ольга ТРУБИНА.

— Ольга Юрьевна, на конференции Ассоциации учителей вне повестки был поднят вопрос разработки новой концепции по обществознанию. Изучение этого предмета кардинально изменится?

— К счастью, нет. На конференции нам был представлен доработанный вариант с учетом ранее выдвинутых предложений педагогов-практиков. Изначально разработчики концепции планировали разбить весь школьный курс обществознания на тематические блоки: экономика, социальные отношения, культура и так далее — и давать с 6-го класса по одному, без связи со всеми остальными. К тому же отдельные сложные для восприятия девятиклассниками темы, например, политическое устройство, в первоначальном варианте значились для изучения еще более младшими школьниками.

Теперь в проекте все встало на свои места: школьники будут, как и сейчас, изучать обществознание по концентрической модели: весь курс в 6—9-х классах, с последующим повторением в 10—11-х. Некоторых коллег смущает, что работа над концепцией — уже в стадии завершения, а учебников, соответствующих ей, нет. Но к их составлению уже приступили. И поскольку переход на преподавание по новым требованиям будет поэтапным: сначала — 6-й класс, затем — 7-й и так далее, то книги подоспеют вовремя. Думаю, что в школах изменения начнутся через пару лет.

— Но на конференции прозвучало, что в Министерстве образования РФ приняли решение заморозить до 2019 года список учебников. Что это значит?

— В последние годы федеральный перечень одобренных и рекомендованных к использованию учебников постоянно менялся — не успеют школы закупить издания того или иного авторского коллектива, как они исключаются из списка, и появляются новые. Педагоги устали от этого и стали просить Минобр прекратить чехарду. Нас услышали. До конца 2019 года перечень учебников по всем школьным предметам будет неизменным.

— В отличие от обществознания, ранее принятая концепция исторического образования перевела обучение по этому предмету с концентрической модели на линейную. Почему?

— Потому что информативный объем школьного курса истории все увеличивается и увеличивается. И не получается качественно дать детям до конца 9-го класса всю программу. Поэтому и было принято решение к возврату линейной, применявшейся в советские годы, схемы. Изучение в 9-х классах будет заканчиваться XIX веком. На 10-й придутся события XX и начала XXI. А вот по 11-му классу окончательное решение пока не принято. Обсуждается несколько предложений, например курс «Современный мир», соединяющий в себе сведения о настоящем времени из обществознания и истории, или «Россия в мире», в котором больше политологической направленности.

— И как скоро произойдет разворот?

— Время определиться есть, так как массовый переход российских школ — с 6-х классов — на изучение истории по линейной модели начался в этом учебном году. И впереди — до включения в процесс 11-х классов — пять лет. Добавлю, что на сегодняшний день имеется уже вся линейка учебников по 10-й класс включительно, составленных согласно требованиям единой концепции исторического образования.

— Не утихают споры по поводу идеи Минобрнауки РФ сделать ЕГЭ по истории обязательным...

— Этот вопрос мы задали на конференции представителям ведомства. Нам ответили, что пока тема отложена. Правда, не уточнили, на какой срок.

Как показывает статистика, средний по России результат в последние годы — 49 баллов из 100 возможных! ЕГЭ по истории действительно — сложный экзамен. И выбирают его, как правило, не более 30% выпускников.
Чиновники аргументируют свою позицию тем, что дети плохо знают предмет, а коль экзамен станет обязательным, то учащиеся больше времени будут уделять истории. Но это не так. Не исключено, что мы получим обратный эффект — принуждение, зубрежка к экзамену огромного объема информации еще больше оттолкнет ребят.