Вторник, 16 июля 2024

Что растёт от конца к началу?

Обозреватель газеты «Новгородские ведомости»Людмила ДАНИЛКИНА: в 2018 году строители М11 уйдут из нашего региона, но останутся многочисленные песчаные карьеры. 

Вопрос, вынесенный в заголовок, когда-то услышала в передаче «Что? Где? Когда?». Это была серия игр знаменитого интеллектуального клуба 1984 года. Тогда молчавший всё время обсуждения Нурали Латыпов вызвался отвечать и выдал свою версию, которая оказалась верной: от конца к началу растет яма.

 Вот именно она, точнее, они — ямы, расплодились на территории области за время строительства трассы М11. И понятно, что далеко не все карьеры разрабатываются на законных основаниях.

Этим вопросом озаботились даже депутаты Новгородской областной Думы. Поздновато, правда, но тем не менее. Напомню: в этом году на мартовском заседании рассматривался вопрос выделения в Старорусском районе земельного участка категории сельхозназначения для добычи щебня. Многие депутаты высказались против, мотивируя тем, что карьеры растут как грибы, а это негативно сказывается на близлежащей территории, да и на состоянии дорог, по которым перегруженные самосвалы везут добытые песок и щебень.

Тогда депутаты решили запросить подробную информацию по текущему положению дел. И получили ее на апрельском заседании. Докладывал руководитель регионального департамента природных ресурсов и экологии Владимир КОРОЛЕВ.

Согласно расчетам из 27 млн. кубометров песчаной смеси, необходимой для новой федеральной трассы, что прокладывается по территории нашей области, строители уже получили 23 млн. кубов. То есть потребность данного объекта в песке пока сохраняется, но небольшая. А в 2018 году крупный заказчик сырья и вовсе откажется от услуг новгородских поставщиков.

И Владимир Евгеньевич резонно задался вопросом: «Что потом делать с карьерами?». Вот только внятного ответа так и не дал. А ведь проблема и впрямь серьезная. По данным департамента, за все время строительства М11 в нашем регионе выдано 330 лицензий на добычу песка. Правда, реально работы ведут чуть более 100 карьеров. При этом требованиям подрядчиков отвечает сырье лишь из 40 месторождений. М11 сподвигла наших чиновников на организацию проведения исследований природных ископаемых. Королев отметил эту работу как достижение, потому как прежде данных о составе песчаных месторождений не было. Так вот анализ показал, что в наших широтах преобладают пылевидные виды песка, которые не используются при возведении новой автомобильной трассы.

Однако если добыча ведется, значит, рынок сбыта все же есть. Депутаты по ходу доклада заметили, что стоимость одного кубометра сырья низкая — всего 30–50 рублей. При этом по действующему законодательству запуск карьера — процесс не быстрый, требующий согласований. Эти факторы, в совокупности с другими, и подталкивают предприимчивых людей в карьеры, точнее — к их разработке в обход правил. Правда, по утверждению Королева, регулярно проводятся совместные со специалистами Росприроднадзора проверки. И выявлено 16 незаконных месторождений, заведены административные и даже уголовные дела. Заверил депутатов Владимир Евгеньевич и в том, что контрольно-надзорная работа идет в тесном контакте с представителями районных администраций и поселений. Однако на это думцы заметили, что если это так, то почему же тогда возникают незаконные карьеры, а главы поселений их не замечают?

Пытались депутаты выяснить у докладчика, что конкретно область в целом и районы в частности имеют от такого активного копания в песке. Оказалось, что за период строительства М11 получено 250 млн. рублей налога на доходы физических лиц. И что фискалы, сравнивая отчеты фирм по добытому сырью, представляемые в департамент, с налоговыми сведениями, выявляют нестыковки и взыскивают больше налога на добавленную стоимость.

Прозвучал вопрос и по поводу рекультивации земель. На сегодняшний день девять песчаных месторождений полностью выработаны — имеются огромные ямы. Но, по словам Владимира Королева, есть лишь один участок в Крестецком районе, где карьеристов, и то по решению суда, заставили провести восстановление. Других примеров рекультивированных после добычи песка зон в области нет. Но добавил, что имеются в департаменте шесть заявок на эту работу в Окуловском и Маловишерском районах.