Суббота, 30 ноября 2024

На новые рельсы

Президент Новгородской торгово-промышленной палаты Виктор БЫКОВ: "Поручения Президента РФ как свидетельство того, что с бизнесом надо чаще общаться"

Встреча Владимира ПУТИНА с представителями новгородского бизнес-сообщества принесла свои плоды — дан ряд поручений российскому правительству и профильным ведомствам.

Так, предприниматели пожаловались российскому лидеру, что штрафы за просрочку возврата валютной выручки порой достигают 100 процентов от суммы сделки. Согласно действующему ФЗ «О валютном регулировании» экспортер должен получить валюту за поставку товаров или услуг на счета в уполномоченном банке в РФ в срок, установленный внешнеторговым контрактом. Экспортные контракты тщательно отслеживаются таможней и Федеральной налоговой службой, и за невозврат валютной выручки предприниматели в любом случае, даже если не они виновники, несут ответственность.

Действие валютного законодательства затрагивает все компании, чей бизнес связан с иностранными юридическими лицами. Такого рода проблемы бывают и у новгородских экспортеров. Особенно сложно их разрешить, если бизнесмены сталкиваются с мошенниками. Были такие факты, связанные с Китаем. Предприниматели жаловались в НТПП, но даже через наше представительство было сложно помочь, а бизнесмены заплатили штрафы. А самое распространенное — просто задержка оплаты с той стороны. Чаще всего это происходит со странами, где сделки оплачиваются не в долларах или евро, а национальной валютой.

Президентом поставлена задача рассмотреть возможность уменьшения штрафов в отношении предпринимателей, допустивших несвоевременный возврат в РФ валютной выручки при экспорте. Думаю, надо бы расширить временные границы просрочки, учитывать доказательства предпринимателя при рассмотрении его дела на банковской комиссии.

Уточню, что чаще всего проблемы с возвратом валютной выручки возникают не у таких гигантов, как ПАО «Акрон», а у среднего бизнеса. Кроме того, именно на этом уровне чаще и попадаются недобросовестные партнеры.

Также глава государства поручил проработать вопрос об отказе от оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Сейчас паспорт сделки является одним из инструментов валютного контроля. Он оформляется, если контракт превышает 50 тысяч долларов.

Если честно, не вижу в паспорте большой необходимости. Его можно назвать экономическим рудиментом. Тем более что недобросовестные предприятия дробят внешнеторговые контракты на части, сумма обязательств по которым не превышает 49 тысяч долларов. В итоге они уходят от обязанности по оформлению паспорта сделки.

Кроме того, эта норма дискредитирует экспортера по отношению к импортерам: у наших партнеров за рубежом таких ограничений не существует. Упрощение валютного контроля станет стимулом для развития бизнеса. Если говорить о сдерживании вывода капиталов за границу, то на этот процесс паспорт сделки мало влияет.

Хочу отметить еще одно поручение Владимира Путина — о развитии инфраструктуры станции Боровичи. Оно — одно из самых сложных. В развитых странах грузоперевозки на железной дороге очень популярны и выгодны. У нас же постоянно растущие тарифы РЖД сокращают железнодорожные грузоперевозки, увеличивая тем самым нагрузку на и без того разбитые автодороги. Ранее считалось, что автотранспорт может конкурировать с железной дорогой только на расстояниях до 1000 км. Но регулярное увеличение тарифов на железнодорожные перевозки делает экономически выгодным использование автотранспорта на все более далекие расстояния.

Железнодорожный транспорт более удобен там, где недостаточно развита сеть автодорог с твердым покрытием, при транспортировке больших объемов грузов на крупные промышленные объекты. Но в Боровичах при существующих нормативах РЖД вряд ли что-то можно сделать. В некоторых регионах предприятия выкупают участки железнодорожных путей, сами их строят и затем собирают деньги за использование с других предприятий. Не знаю, какой вариант будет найден в Боровичах, возможно, в рамках государственно-частного партнерства. Но в случае его реализации экономический эффект будет серьезный. Главное — загрузить эту дорогу.

А вот для владельцев малых и средних грузов перевозки по железной дороге невыгодны: не работает принцип доставки «от двери до двери», труднее осуществлять планирование поставок, необходимо нести дополнительные расходы, связанные с погрузкой и разгрузкой товара.