Директор Новгородского библиотечного центра «Читай-город» Ольга МАКАРОВА: "Когда в руках — всё мировое информационное наследие и абсолютно разные пользователи"
27 мая отмечается Общероссийский день библиотек. Да, есть в национальном календаре такая дата. И хорошо, что есть. Потому как если бы не существовало наших учреждений, была бы потеряна существенная часть информационного мирового наследия.
Но я не буду сейчас рассуждать о библиотечной миссии вообще. Хочу обозначить тенденции последних лет, с которыми нам приходится считаться. Так, на федеральном уровне все больший упор делается на электронные библиотеки. И это правильно. Однако столичные разработчики государственных проектов часто не видят или не желают видеть ситуацию в регионах, где Интернет работает местами и не очень хорошо, где у какой-то части населения нет возможности пользоваться сетевыми ресурсами. А сами создаваемые за очень большие деньги федеральные базы по сути недоступны для большинства пользователей. Взять, к примеру, Национальную электронную библиотеку. Оцифровано уже более 200 тыс. произведений — от древних книжных раритетов до изданий XX столетия. И многие библиотечные учреждения страны подписались на доступ к этой базе. Однако читатели могут только в стенах учреждений культуры знакомиться с представленными в ней книгами — копировать и скачивать их нельзя, как нет и подписки на эту библиотеку для физлиц. И у профессионалов, естественно, возникает вопрос: каково практическое применение данного дорогостоящего проекта, о котором то и дело говорят как о прорыве в библиотечном деле в Минкульте России?
К сожалению, в том числе и от чиновников высшего уровня нередко можно услышать, что, мол, не читает население. Это не так. Люди, особенно молодые, выбирают частные ресурсы — электронные библиотеки художественной литературы, каковых много. Есть у «Читай-города» на странице в социальной сети рубрика читательских отзывов на произведения. Так вот, там много мнений о самых разных авторах и книгах.
Но электронный формат ближе молодым. Люди постарше, как и раньше, отдают предпочтение традиционным библиотекам, выбирая книги на полках. Мы, с одной стороны, отмечаем изменение спроса — от незамысловатых детективов и дамских романов к более интеллектуальным текстам, но, с другой стороны, идет сокращение числа читателей. И это напрямую связано с комплектованием фондов новинками. Есть рекомендованный ИФЛА норматив — 250 новых изданий в год на 1000 жителей. В Великом Новгороде официально закреплено 200 книг ежегодно. И был период времени, когда на муниципальном уровне стремились к этому показателю. «Читай-город» в год получал на комплектование около 2 млн. рублей. Но случился кризис, и уже в 2016 году наше учреждение имело 500 тыс. рублей на обновление фондов, а при средней цене книги в 500 рублей это всего 1000 экземпляров. Нынче же и того меньше — порядка 260 тыс. рублей. При этом наших читателей интересуют современные тенденции литературы — новые книги разбираются буквально за пару дней. И это тоже доказывает, что публика в Новгороде — читающая.
Безусловно, сегодня в России библиотеки не являются единственными центрами информации в своих населенных пунктах. И потому меняются: не просто предлагают имеющиеся ресурсы, а создают новый продукт совместно с пользователями. Многие клиенты хотят, чтобы библиотекари, проведя качественный отбор литературы, предлагали издания с учетом личностных особенностей читателей. Современные библиотеки идут по пути мультикультурных центров. К нам регулярно обращаются креативные ребята, которые рассматривают библиотеку как площадку для реализации своих творческих идей. И нашим специалистам нужно быть еще и отличными коммуникаторами, психологами, чтобы наладить общение.
Вообще, библиотечная отрасль — одна из самых сложных в нынешнее время. Даже педагогам проще: они за несколько лет узнают детей и действуют все же в определенной предметной зоне. А у нас в руках — все мировое информационное наследие и абсолютно разные пользователи. И мы, чтобы выстроить мостик между ними, должны обладать феноменальными знаниями и умениями, ну почти как герой голливудского фильма «Библиотекарь».
Ну а если без шуток, то библиотеки стремятся быть универсальными информационными центрами, но при этом не терять своей уникальности.