Как Великий Новгород проинспектировали «дорожники» от ОНФ рассказывает Василий ДУБОВСКИЙ, редактор газеты «Новгородские ведомости»
Да, линия фронта ныне проходит по ямам, трещинам и прочим неровностям на асфальте.
Проверяющие от ОНФ совершили показательный объезд. Хотя все 78 «убитых дорог», подсказанных новгородцами, конечно, не объехали. Да и не собирались.
«Главное, — веско сказал «НВ» редактор проекта «Карта убитых дорог» Дмитрий ЦОПОВ, — популяризировать наш ресурс».
То есть граждане должны становиться все активнее. А должностные лица, отвечающие за ремонт и содержание дорожного полотна, — все более внимательными к требованиям общественности.
Инспекцию сопровождали представители мэрии. Отвечали на вопросы, когда было что ответить. Допустим, если представитель не знал, были ли разбирательства по поводу ремонта двора на улице Псковской в конце ноября под снег, так и не знал. Скорее всего, разбирательств не было. А вот ресурсу дан административный ответ: «Выпадение осадков не влияет на качество укладываемой асфальтобетонной смеси». Редакция «Карты убитых дорог» даже разместила это умозаключение в разделе цитат «великих чиновников».
Где та зима? Проехали уже. Май месяц. Сидим на Торговой стороне. На корточках. Изучаем глубину погружения люка в асфальт.
«Если по ГОСТу, — вводит в курс главный инженер «Карты убитых дорог» Николай МЕЛЬКОВ, — то допускается проседание не более чем на 2 сантиметра, а здесь...».
Измерив, сообщает, что 10 сантиметров. Дорога — на гарантии. Кто ремонтировал, тот и должен вернуть люк на положенную глубину. Когда? От мэрии заверяют, что «мы над этим работаем».
Отправляемся на Колмовский мост. Вот где действительно фронт работ. Примерно полмиллиарда рублей требуется на капитальный ремонт. Между тем в муниципальном бюджете на этот год — 109 миллионов. Не на мост, вообще на все городские дороги. Их, кстати, в плане ремонта на сезон — 13. Всего-то.
Лично я не люблю ездить по Колмовскому мосту. Однако на данном арифметическом месте невольно хочется спросить у инспекции ОНФ, правильно ли подъезжаем? Может, для начала надо проинспектировать проблему региональной низкодоходности? Тем более что не в одном лишь Великом Новгороде так. Нехорошо пальцем показывать, но спросим: в Пскове, на родине «Карты убитых дорог», — образцово?
Вниманию представителей администрации и СМИ предлагается битумный блин, припеченный к нашему мосту. Он легко отстает от ямы. Минимум гравия, максимум смолы — это точно долго не продержится.
«Да, — продолжает Дмитрий, — все мы слышим: нет денег, нет денег... Вот эта халтура бесплатно была сделана?».
В эту минуту хорошо было бы очутиться где-нибудь в расхваленном Белгороде. Говорят, что там ямочный ремонт «шлеп-шлепом» не делают. По уму работают. Предварительно обрабатывая фрезой края, продувая ямы от мусора и песка... Представьте, что у вас дырка в зубе. Если не почистить ее, то долго пломба простоит? Но в конкурсах на ремонт дорог побеждают не стоматологи.
Приятно было бы посчитать миллиарды на ремонты. Но если их нет, то тем более актуален вопрос экономии и бережливости. Дорожная инспекция ОНФ видит свою задачу как раз в том, чтобы никто не пускал бюджетные рубли по ветру, должен быть общественный контроль. Сегодня это — перезревшая необходимость.
И это работает? В общественной инспекции считают, что да, вполне. Определенно можно сказать, что, к примеру, к подрядчикам, ответственным по гарантийным обязательствам, новгородские чиновники стали требовательнее. Хорошая привычка, на самом деле, полезная.
Несколько лет назад липецкий мэр стал интернет-звездой, прославился на всю страну буквально одной фразой: «Да что вы пристали со своей дорогой!». Сегодня ни один градоначальник не позволит себе таких методов в общении с населением.
Хотя что это мы только о городах и улицах? На сайте dorogi-onf.ru хватит места и проселкам. Там тоже люди живут. Самые инициативные уже сами дыры в асфальте битым кирпичом заделывают. Народный метод.