Вторник, 16 июля 2024

Ветреные натуры

Алексей Федорук: «Океан меня не отпускает»

Новгородские яхтсмены отклоняться от выбранного курса не собираются

В следующем году исполнится 120 лет с момента образования в Новгороде первого яхт-клуба. По некоторой информации, находился он ранее на Екатерининской набережной, около кремля, в районе современного пешеходного моста. На 2018 год намечена ещё одна юбилейная дата — 50-летие Ильменской регаты, проведение которой за эти годы ни разу не прерывали. Празднование этих событий обязательно будет, если будет сам яхт-клуб. О том, чем он живёт сегодня, и отправились узнать корреспонденты «НВ».

Форс-мажор Федорука

Известный новгородский яхтсмен и путешественник по морям и океанам Алексей Николаевич ФЕДОРУК, с 40-летним стажем жизни под парусом, за плечами которого несколько трансатлантических переходов, сегодня свои дни, а возможно, и ночи, проводит за плотницкими работами — восстанавливает некогда легендарную лодку, принадлежавшую флоту Новгородского яхт-клуба. За способность развивать скорость её называли «реактивная Аида». В 1986 году в Новгород прибыла с таллинской судоверфи. На ней спортсмены принимали участие в Онежской, Ладожской регатах, и весьма достойно. На такой можно было и через океан махнуть.

Но в «безхозные 90-е», когда за многими лодками следить перестали, «Аида» стала терять былую красоту, попала в аварию. Молодые яхтсмены начали было её ремонтировать, но сделали лодке только хуже. И не исключено, что её просто когда-нибудь списали бы в утиль. Зная о славном прошлом именно этой лодки, Алексей Николаевич предложил друзьям своего сына выкупить её. Те согласились, но с условием, что реконструкцией яхты займётся именно он. В общем-то, деваться Федоруку было некуда, теперь рассчитывает, что уже в этом году спустит обновлённую «Аиду» на воду.

— Мне фильмы про Гарри Поттера не очень нравятся, но в одном из них я услышал фразу, которая мне пришлась по душе, — у человека случается момент: сделать легко или правильно. Я делаю правильно и по-другому не могу. Делать надо не для человека, а для Океана, — сообщил он и тонко улыбнулся.

Пока элементы корпуса «Аиды» скрепляются эпоксидкой, Алексей Николаевич находит несколько минут для разговора. Эта лодка принесла в его дела форс-мажор. Эллинг, где он занимается её реконструкцией, он сооружал для строительства лодки для себя. Многие знают историю о том, что его любимица — яхта «Фасон», также собранная им, — погибла, когда он возвращался на ней после участия в трансатлантической гонке 2010 года. Новая яхта в некоторых элементах повторит ту, на которой он тогда соревновался.

Солёный вкус побед

Поскольку, как все моряки, Алексей Николаевич — суеверный, имени своего будущего детища не назвал и даже то, что ему уже удалось сделать, сфотографировать не позволил. Когда снова в океан, ответил уклончиво:

— Френсис Чичестер своё самое значимое плавание — кругосветное путешествие — совершил в 65 лет, мне сейчас — 61 год, так что четыре года в запасе есть.

А потом признался:

— Многие предлагали мне спонсорскую помощь. Деньги давали, чтобы я купил подер-жанную лодку из Швеции, Англии. Восстановил бы её — и вперёд! Но мне комфортно в своих лодках, я планирую внутренний дизайн так, чтобы он меня не утомлял, всё было под рукой. Я хапнул океана, и он меня уже не отпускает. Есть же такие товарищи, которые один раз сходили и сидят возле камина. Я сходил четыре раза, чтобы мне уже никто не сказал, что это случайно у меня произошло. Есть такое понятие — «предназначение», в чём оно у меня, я знаю, поэтому я — счастливый человек.

Бывалые яхтсмены скажут, что Ильмень — озеро уникальное. Оно даёт возможность осваивающим азы парусного мастерства увидеть, как солнце садится в воду, горизонт неба и воды и его кривизну, ощутить простор моря. Акватория Ильменя позволяет натренироваться так, чтобы не испугаться потом — в дальних морских путешествиях, где в принципе яхтсменами и становятся.

И уже сложно представить Ильмень без регаты. В этом году традиции её проведения — 49 лет. В последние два года в соответствии с графиком Всероссийской федерации парусного спорта она проходит в конце мая, а не как это было раньше, в конце июня — начале июля.

По словам председателя общественной организации «Новгородский яхт-клуб» Юрия ПАВЕЛЯ, новые сроки для регаты, может, и к лучшему. В это время воды Ильменя ближе подходят к берегу, поэтому не надо далеко тащить лодки, а само озеро чистое, без водорослей, спортсменам уже ничего мешает, чтобы подчинить себе водную и небесную стихии и одновременно теснить соперников.

— Когда побеждаешь — это дорогого стоит. В гонке невероятно тяжело, и понимаешь, что и соперникам твоим тоже тяжело. Перед стартом — нервная дрожь, а вкус победы возникает тогда, когда черпаешь ладошкой воду за бортом, чтобы смочить пересохший рот, — делится Юрий Альбертович. В прошлом он — и победитель регаты, и тренер юных спортсменов. В настоящем — отвечает за развитие Новгородского яхт-клуба.

«А он, мятежный, просит бури»

Впрочем, Павель больше склонен развернуть со мной беседу не за здравие клуба, а за упокой — речь идёт о его спасении. Как же так-то? А Юрий Альбертович объясняет, что периодически на базу приходят потенциальные покупатели трёх зданий, где размещена парусная школа ДЮСШ-3, и начинают к ним по-хозяйски прицениваться. И скорее, даже не к самим постройкам, а к тем живописным видам, которые раскрываются из окон. И без консультаций агентов по недвижимости ясно, что место там не на один миллион рублей потянет. Но Павель, правда, покупателям старается сразу донести мысль, что береговая линия и вода, на которой базируется стоянка для яхт, взяты в аренду клубом и школой. Вроде как единоличным собственником всё равно не получится стать.

— В 70-е годы были отстроены два эллинга и административное здание для яхт-клуба. На баланс они были переданы профсоюзам. Но в середине 90-х они бросили всё на самотёк. Содержанием базы занимались сами яхтсмены, а потом, чтобы хоть каким-то образом спасти от разрушения, администрация города взяла её в аренду у профсоюзов. Специализированные помещения сдаются парусной школе. И если аренду не продлят, то спортивную школу закроют, — рассказывал он.

Как следовало из пояснений Павеля, соответственно, будут затронуты и перспективы клуба. За эти годы деятельность этих двух организаций так переплелась, что со стороны они кажутся одним целым, во всяком случае, техническую поддержку клуб всегда оказывает детской школе.

— Разрушить очень легко, а попробуйте создать. В 90-е мы яхт-клуб чуть было не профукали. И вот снова настаёт момент истины, — сказал он.

К слову, слух о том, что будущее спортивной школы может оказаться под угрозой, не смогла развеять и её директор Лариса ЕРМОЛОВА.

— Ничего напрямую нам не говорят. В нашей школе работают люди, для которых парус стал делом их жизни. Что думает о ней федерация профсоюзов, нам неизвестно. Но нужно сохранить этот вид спорта. Сегодня в области он представлен только здесь, — прокомментировала она.

Вопрос о «моменте истины» я задала, конечно, председателю Новгородской областной федерации профсоюзов Василию ФЕДОСОВУ. Он пояснил, что проблему удалось решить:

— Договор об аренде уже подписан. Сложности возникают из-за того, что город постоянно задерживает нам арендную плату. За её счёт профсоюзы планируют сделать в здании школы косметический ремонт. Все семь лет, что я руковожу организацией, ко мне приходят и интересуются этой базой. Но от того, что приносит доход, избавляться федерация не собирается.

* * *

Самое опасное в яхтинге — совершить навигационную ошибку, попасть туда, куда не надо, сесть на мель, разбиться о скалы. Спортивной школе, где мальчишки и девчонки на маленьких швертботах «Оптимист» вдыхают дух романтизма, и яхт-клубу, участники которого на своих лодках достигают далёких берегов, неправильные ориентиры совсем не нужны.


Фото Владимира Малыгина