Понедельник, 23 декабря 2024

Не придумано и не причёсано

Новая книга об Алексее Маресьеве

«Я буду летать!» — раньше о Маресьеве знал каждый. Как о человеке беспримерного мужества и упорства. Он возвышал, вдохновлял своим примером. Он, наверное, многих просто спас. Когда судьба бьет наотмашь и, кажется, жизнь теряет смысл — а как Маресьев?..

Выпускники советской школы знают о летчике, лишившемся ног, но вернувшемся в строй, по «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Там фамилия героя — Мересьев. В 1990-е годы кто-то решил, что это произведение изжило себя в школьном курсе. Потом его все-таки вернули, включив в список книг, рекомендованных к дополнительному прочтению. Их ровно сто. Строго в алфавитном порядке. Полевой идет 62-м.

В общем, знают о Маресьеве и сегодня, но хорошо бы напоминать. И вот вышла в свет книга Валерия ПОРОХОВНИКОВА «Всегда в полёте». Она посвящается 75-летию подвига летчика-истребителя Алексея Петровича Маресьева.

Валерий Савельевич живет в Валдае, давно пишет военную историю своего района. Уже вышло шесть книг документальной прозы. Как было не написать и о Маресьеве? Путь к людям летчика, упавшего с самолетом в лесу, закончился в нескольких километрах от валдайской деревни Плав. Его нашли местные жители.

«Наделали вы делов с книгой, — сказал как-то Маресьев Полевому. — Житья не стало, хоть гримируйся...».

После издания «Повести о настоящем человеке» (1946 год) Алексей Петрович стал знаменит. Известность его тяготила, он не любил эпитета «легендарный»: «Я же живой человек!».

У Бориса Полевого в сборнике очерков «Самые памятные», опубликованном незадолго до смерти (Борис Николаевич умер в 1981-м), есть эпизод о поездке Алексея Маресьева во Францию. 1949 год, он тогда работал в советском Комитете мира. Париж, огромный аэродром Плейель, выступление перед сторонниками мира. В это время во французской столице бастовали таксисты. И толпа, подхватив русского героя на руки, несла его до гостиницы.

Всех дел не переделать, осталось что-то и после Полевого. Повесть — биографическая, но Полевой все-таки — не биограф Маресьева. Что-то недосказано, где-то присутствует литературный вымысел.

А Валерий Пороховников — документалист. Он работает с архивами. И, кстати, нашел не один документ, не одну справку биографического характера, ранее неизвестные. Собирает воспоминания сослуживцев, друзей, родных, как в данном случае. А также публикации о герое книги. Вместе взятое это создает выпуклый образ в максимальном приближении к личности большого, настоящего Человека. «Всегда в полете» — это книга не только о подвиге, не только о войне. Это — вся жизнь Алексея Петровича Маресьева.

Вот он мальчишкой заглядывается в небо над рекой. Такое синее, какого никогда и нигде больше не увидит. Волга — самое любимое в родном Камышине. Но однажды откуда-то сверху послышится рокот. Самолет! Он приближается. Летчик выделывает какие-то фигуры. И мальчишке хочется быть, как он. А потом в Камышин приезжает прославленный пилот Михаил Водопьянов...

1934-й. Алексей не проходит медкомиссию для поступления в летное училище.

1936-й. Направлен на строительство Комсомольска-на-Амуре. Тайга, суровый быт. Он привык к трудностям: отец, израненный на Первой мировой, умер рано, мать растила троих сыновей одна. Ему — всего 20. Он помнит слова доктора: «Дальневосточный климат пойдет тебе на пользу».

1937-й. Учлет Алексей Маресьев вместе с товарищем по авиаклубу Петром Шемендюком, тоже будущим Героем Советского Союза, впервые поднимается в небо на празднике 5-летия Комсомольска.

1940-й. Маресьев, курсант с отличной техникой пилотирования, оставлен инструктором в Батайской лётной школе.

1941-й. Боевое крещение под Кривым Рогом.

1942-й. 580-й ИАП, где служит младший лейтенант Маресьев, участвует в Демянском сражении. Звено истребителей ЯК-1, ведомое Маресьевым, сопровождает штурмовики — ИЛы. Маресьев лично сбивает два транспортных самолета противника — Ю-52. И не возвращается на базу.

Валерий Пороховников включил в свою книгу интереснейшее интервью Алексея Маресьева — фронтовое, 1943 года. «Непричесанный рассказ летчика» впервые был опубликован в журнале «Родина». И недавно! Надо сказать, что во время войны даже Полевой не мог напечатать о Маресьеве ни строчки. Это могло стать козырем для гитлеровской пропаганды, мол, у русских уже и безногие воюют.

Алексей Маресьев утверждает, что был сбит 4 апреля. В архивной справке-акте о списании самолета значится 5-е число. Один из участников того боя в своем донесении на имя комполка вообще называл 1-е.

Когда самолет задел макушку дерева, машина перевернулась колесами вверх. Ремни порвались, летчика выбросило из кабины, и он упал с высоты примерно 30 метров. Ветви ели спасли его, но все равно удар был очень силен. Когда очнулся, его преследовали галлюцинации: смотрел в лес и ясно видел самолеты, людей. Звал — никого.

«Я так и блудил, — рассказывал Алексей Маресьев. — Шел, ложился, потом снова шел. (...) И такая история со мной продолжалась суток 10–11, когда галлюцинация у меня прошла».

Больше двух недель без единой крошки хлеба во рту.

Он не догадывался, что обморозил ноги. Думал, что не может идти, потому что ослаб.

На 18-е сутки обессиленный летчик прилег под деревом. Вдруг — сильный треск. Зверь? Еще оставались два патрона. Поднял пистолет. А перед ним — человек.

Из деревни прислали телегу с лошадью. Поселили у Вихровых. Накормили, помыли в баньке.

«Очень хорошие люди оказались, — говорил Маресьев. — Очень жалею, что не могу поддерживать с ними связь».

Через двое суток его забрали военные. «...посадили на табуретку. А я с нее упал». Пролечился в передвижном госпитале, сказали, что отправят в глубокий тыл. Для начала отвезли в Валдай, где ходили санитарные поезда. Там и нашел его хороший товарищ, командир эскадрильи Андрей Дегтяренко: «Чего ты лежишь?». Долго искал, прилетел бы на несколько дней позже, может, и не было бы уже на свете его Алексея. Видя, что дела друга совсем плохи, Дегтяренко разругался с врачами, усадил Алексея в кабину, привязал и полетел в часть. На следующий день Маресьева посадили на санитарный поезд и отправили в Москву.

Лечащий врач сомневалась, «составлять ли историю болезни или не нужно».

«Однажды пришел профессор, принесли меня в операционную, он взял стерильные ножницы и просто на моих глазах отрезал ноги... В некоторых местах, где были еще немного живые ткани, было больно, но вообще больно не было».

«23 августа 42 г. мне принесли протезы...».

«...однажды мне сестра приносит журнал и говорит: «Леша, смотри, здесь есть статья об одном английском летчике, который, не имея обеих ног, продолжает летать».

Наверное, отсюда и начинается эта история — «Я буду летать!». Сначала — ходить! Танцевать! Но самое трудное — убедить других. Он смог. Он «годен на все истребители». Он упал с самого неба. И снова поднялся.

— Безусловно, в том и состоит его человеческий подвиг, — говорит Валерий Пороховников. — Многие ошибочно думают, что и Звезду Героя Маресьеву дали за это. Нет, высшую награду, которой Алексей Петрович был удостоен в 1943 году, он получил за боевую работу. Из 11 самолетов противника, что на счету Маресьева, 7 сбиты им, когда он летал «без ног». Вот так-то.

Но что же делать герою после войны? Этот вопрос может звучать еще и так — а без войны? Маресьев учится: Высшая партийная школа, защита кандидатской... Становится общественным деятелем. Полжизни, больше даже, работает в Советском (потом Российском) комитете ветеранов. Алексей Петрович имеет прямое отношение к организации похода комсомольцев и молодежи по местам боевой и трудовой славы под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто», к закладке мемориала на Поклонной горе в Москве и созданию Могилы Неизвестного Солдата с Вечным огнем у Кремлевской стены.

Всю жизнь носил в сердце благодарность к жителям деревни Плав. Собирался, но так и не приехал. Дела, раны, возраст... А может, потому еще не ехал Алексей Петрович, размышляла в феврале 2001 года автор публикации в «НВ» «На фронте, у Маресьева» Ольга Васильева, что в столь памятные места, как говорят в народе, человек возвращается только раз — попрощаться. А скоро, через каких-то три месяца, Маресьева не стало.

Родился и умер в мае. Почти день в день. Собирался на торжественный вечер в Театре Российской армии в честь своего 85-летия. При параде уже был. И вдруг схватился за грудь: «Что-то защемило...». Он был живой человек.

Но легенда осталась. Прав Валерий Пороховников — Маресьев «всегда в полете». Эта книга — объемный труд. 400 страниц. Из них целых пять — благодарности спонсорам и помощникам. Без них не было бы этого издания. Качественная печать, много иллюстраций. Словом, интересующимся отечественной историей советуем обратиться к Савельичу. Электронный адрес у него такой: savelich53rus@mail.ru. Можно заказать книгу у автора, пока есть. Немалая часть тиража разошлась по библиотекам и школам.

Скажи мне, где твой друг?

Весна 1942 года. Последняя глава

Поисковики пытались найти самолет Маресьева. Или хотя бы что-нибудь, от него оставшееся. Искали не год и не два.

— К нам уже до десяти экспедиций за сезон стало приезжать, — говорит командир демянского отряда «Находка» Александр МОРЗУНОВ.

Искал и он сам. А нашел не металл — бумажку. И сразу многое стало понятно, а что-то предстало в несколько ином свете.

Ранее в архивах был найден документ, из которого следовало, что 30 мая 1942 года самолет 4649 был списан. При этом комиссия не имела возможности его осмотреть — машину не нашли. Но говорилось, что пилотировал этот ЯК-1 Алексей Маресьев. И что он упал в лесу.

Конечная точка выхода Маресьева — окрестности деревни, где его подобрали местные жители, — мало чем могла помочь. По какому маршруту он передвигался к Плаву? Квадрат для поиска был очень велик.

Второй найденный архивный документ оказался настоящей удачей, четко указав на точку падения. Это была справка из архива пехотного полка. Почему не авиационного? По территориальной принадлежности, видимо.

— Снег сошел, и у себя в расположении пехотинцы обнаружили несколько сбитых советских самолетов, — продолжает Александр Морзунов. — Вызвали представителей 60-го района авиационного базирования и передали им эти машины. В том числе борт 4649. А в документации пехотного полка осталась запись, свидетельствующая, что этот ЯК-1 был обнаружен в четырех километрах севернее деревни Рабежа, у отметки 238,2 метра. На этой высотке и сейчас стоит геодезический знак. Получается, что самолет Маресьева рухнул в 150 метрах от дороги. Он мог через полчаса сидеть в теплой землянке. Но выбрал единственное направление, где не было людей — ни солдат, ни местных.

Александр Петрович не спешил делиться своим открытием. В наше время достаточно желающих развенчивать и ниспровергать. С другой стороны, любой здравомыслящий человек может задать себе вопрос, а куда он сам пошел бы, упав с 30-метровой высоты и получив ушиб головы? Это, если угодно, судьба. Но очень мужественный человек Алексей Маресьев ее переупрямил, положил на лопатки.

В этой истории, как считает Александр Морзунов, теперь осталось лишь одно белое пятно. Под Демянском пропал без вести Герой Советского Союза Дегтяренко — друг Маресьева. Тот самый летчик, летавший за ним в Валдай. Очень хочется найти, где прервался его полет.

Демянским поисковикам удалось найти родственников Андрея Николаевича. Кто в Донецке, кто в Ростове, кто во Владимире. Они приезжали в Демянск, встречались здесь с Виктором Маресьевым — сыном знаменитого летчика. Было очень душевно и трогательно. Виктор Алексеевич передал в дар средней школе Демянска дорогие реликвии — личные вещи отца.

Возле геодезического знака, что на высоте 238,2, с помощью Российского военно-исторического общества планируется установить стелу.